Previous Entry Share Next Entry
Прививка природой
bragin_sasha
Ещё в начале прошлого года президент РФ В. Путин подписал указ об объявлении 2017 года Годом экологии. Одновременно это будет и Год особо охраняемых природных территорий, посвящённый 100-летию Баргузинского заповедника (11 января 2017 года) в Бурятии.

Итак, Россия вступила в Год экологии. Прежде обратимся к самому термину. Экология - это наука, изучающая взаимодействие живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Из-за того, что человек всё чаще нарушает эти взаимосвязи в природе, сейчас, когда речь заходит об экологии, чаще всего имеют в виду вопросы охраны окружающей среды.
Во времена, когда человек больше зависел от природы, о ней и заботились более. Теперь любовь и уважение к природе людям нужно прививать. Поэтому экологическое образование начинается с детсада. Барышские дошкольники в этом процессе - активные участники. Особо развито экологическое движение в детских садах «Звёздочка» в Барыше и в «Белоснежке» в р.п. имени Ленина. Когда вместо пионерии искали формы объединения школьников, то многие детские отряды тоже выбрали экологическую направленность. Появились команды «Экош». В школах как вариативная часть (по выбору учебного заведения) в 10-11-х классах преподаётся предмет «Экология». О каких проблемах экологии знают нынешние школьники? Об этом мы побеседовали с учителями школ.

Биолог Ольга Викторовна Черпакова от активной учительской деятельности уже отошла, сейчас временно заменяет учителя в одной из школ района. Опыт и авторитет в вопросах биологии и экологии у этого учителя огромный. Она, её ученики вместе с другими активными односельчанами из Румянцева были первыми, кто позаботился об очистке и возрождении плотины Румянцевского пруда. Берегут они и колодцы в селе. Черпакова же стоит у истоков возрождения школьных лесничеств сначала в Румянцевской, потом в Ленинской, а затем и в Краснозорьской школах. Юные лесники на практике на лесных делянках изучают живую природу и учатся заботиться о ней. О. Черпакова разработала авторский спецкурс «Экология лесных растений» на местном материале, которым сейчас пользуются её коллеги.
- Год экологии – это своевременная инициатива. Но он должен проходить не один год, - уверена О. Черпакова. - Эта работа должна носить долгосрочный характер. Современная химическая промышленность производит массу всякого упаковочного, строительного и отделочного материала, а в отрасли их утилизации и переработки – застой. Природа же не успевает и не осиливает всё это «переварить».
Для детей всегда очень важен пример взрослых, родителей, на которых они равняются. Своим поведением, заботой о малой родине родители и могут дать детям прививку любви к природе.
Мои личные наблюдения, посещения открытых уроков показывают, что учебные программы составлены на основе межпредметных связей. К примеру, задачи по математике затрагивают вопросы экологии. Большие молодцы учителя технологии, которые вместе с детьми мастерят поделки из вторичного материала! Конкурсы тех же новогодних игрушек - хороший стимул для использования вторсырья. Хорош в плане экологического образования учебник для начальной школы «Окружающий мир».

Ольга Викторовна Гурина, учитель биологии школы №3 Барыша:
- В нашей школе нет отдельного предмета «Экология». Но каждый раздел биологии рассматривается и с точки зрения экологии. Это очень важно, ведь если мы сейчас не позаботимся о природе, что же останется после нас? На уроках мы изучаем окружающую природную среду, ставим опыты. Например, на пришкольной территории у нас растут берёзы. Из-за того, что по аллее проходит тропинка, а многие деревья растут вдоль проезжей дороги, ребята определили, что отдельные деревья не совсем здоровы. На это указала асимметрия листьев. У здоровых берёз листья с красивыми и симметричными прожилками, у нездоровых они неровные. Брали на изучение воду в школьном водопроводе, в родниках. Органолептическим показателям качества эта вода соответствует. Сравнивали показатели воды обычной и крещенской, ребята удивились, не обнаружив никаких различий.
В нашей школе проходит зональный этап областного проекта «Малая академия школьников». Ребята младших классов вместе с классными руководителями и родителями пишут экологические исследовательские работы и с успехом их защищают. Участвуют наши школьники с проектами и в областном слёте «Юные друзья природы».

Сергей Михайлович Смирнов, учитель экологии Поливановской школы:
- Год экологии должен проходить ежегодно. Посмотрите, как меняется погода, климат. А свалки и помойки окружают, в том числе и наш посёлок, по периметру. Ежегодно мы с ребятами убираемся вокруг водоёмов, проводим акции на Водокачке, у родника возле железнодорожного переезда, в зоне отдыха в местечке Тураевка между Поливановом и Выселками. Затем всё вновь покрывается мусором. Все знают, что в Поливанове были слишком близко расположены грунтовые воды, а сейчас уровень воды значительно упал. И в родниках приток подземных вод тоже уменьшился. Сколько продлится этот процесс, не останемся ли вовсе без воды, если не будем беречь природу? Дети заинтересованы этими темами. Изучаем проблемы загрязнения Волги, воздуха. Помогают в этом видеофильмы.

Наталья Юрьевна Гончарова, учитель экологии Новобекшанской школы:
- Вопросами экологии на основе краеведческого материала у нас занимается вся школа, начиная с начальных классов. По программе модернизации образования хорошо оснащена необходимыми материалами библиотека, приобретено лабораторное оборудование в кабинеты биологии и химии, что позволяет проводить наглядные опыты. Детское движение «Родник» имеет экологическую направленность. Много лет действует учебно-производственная бригада «Зорька». Школа сотрудничает с естественно-географическим факультетом Ульяновского педуниверситета, наши ребята участвуют в научно-практических конференциях «Ноосфера». Есть проекты-победители. Сёстры Виктория и Екатерина Цыгановы составили на основе местного материала справочник лекарственных растений, применяемых в животноводстве. В этот «Травник» вошло более 20 наименований растений. На конкурсе проектов доцент пед-университета Андрей Масленников спросил девочек о практическом применении этого травника. Они рассказали, как вылечили телёнка на своём подворье отварами трав. Девятиклассник Антон Лисин изучил влияние на животных каратиноидов в кормах. Многие хозяева перешли на корма из соломы и комбикорма, а наш ученик напомнил, что кормить лучше сеном. Он порекомендовал не выбрасывать новогодние ёлки, а делать из еловых веток витаминные отвары для животных. Алина Щапова создала проект о возрождении малых сёл. Проект Вероники Окольновой «Чёрное золото земли Симбирской» - о богатстве почвы. Составлять проекты ребятам и педагогам помогает руководитель кружка Александр Сергеевич Сывилькин.
Есть у нас и школьное лесничество, которым руководит учитель Валентина Петровна Рябова. Ребята посещают лесничество и изучают видовой состав лесов, зимой на пришкольной территории развешивают кормушки для птиц. Наша односельчанка Вера Александровна Вертьянова высадила недалеко от школы аллейку, ученики помогают ей ухаживать за деревьями. Ухаживают за дубами, которые в Новой Бекшанке посадили к 65-летию Победы и назвали эту акцию «Памятные дубы». Многие из них, правда, пришлось пересаживать, но зато уже по правилам, и они прижились. Сотрудничают ребята с Василием Викторовичем Мясниковым. Он вручил им ценный подарок - «Красную Книгу Ульяновской области». Заботимся о местных родниках: Лей, что под Лысой горой, и в честь Владимирской иконы Божией Матери в Русской Бекшанке. Убираемся возле Поклонного Креста, который стоит на месте бывшего храма в честь Михаила Архангела.
Школьники проводят акции против загрязнения рек, в которые люди массово несут мусор, а на берегах моют автомобили. Дети осознанно воспринимают заботу о природе.
https://www.bv73.ru/obshchestvo/978-privivka-prirodoj


?

Log in

No account? Create an account