bragin_sasha (bragin_sasha) wrote,
bragin_sasha
bragin_sasha

Работу с мусором модернизируют. Опыт Ульяновска

Ульяновская компания «Центр экологических технологий» приступила совершенствованию услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в нашем городе.
Чисто там, где не мусорят – эта красивая фраза не совсем верна. В современном обществе, нацеленном на активное потребление, ежедневно появляются тонны мусора и отходов, которые требуется куда-то девать. Нужно очень постараться, чтобы грамотно удалить все это из города. ООО «Центр экологических технологий» («Центрэкотех») работает на рынке сбора и вывоза ТБО семь лет. Фирма является одной из ведущих в Ульяновске по этому профилю, доказала на практике свою состоятельность и надежность. Сегодня она ищет новые подходы к решению мусорных проблем города. Компания разработала и уже внедряет программу технической модернизации сбора и вывоза ТБО. О том, что определило такой путь, мы беседуем с директором ООО «Центрэкотех» Дмитрием Фатьяновым.
- Дмитрий Викторович, почему ваша компания решила заняться модернизацией и пойти на значительные инвестиции ради этого?
- Мы работаем в Ульяновске с 2005 года. Занимаемся сбором и вывозом ТБО в основном в Ленинском и Засвияжском районах. На основе заключенных договоров обслуживаем многоквартирные дома и коммерческие объекты. Полтора года назад приступили к удалению мусора из сектора частной индивидуальной застройки, что прежде было пущено на самотек.
Нами накоплен серьезный опыт, компания работает стабильно и успешно. Но сегодня, анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствоваться дальше, повышать качество услуг в соответствии с запросами времени. В нашей сфере появляются новые, современные технологии, повышаются требования к благоустройству городских территорий. Все вместе взятое привело к тому, что мы задумали глобальную техническую модернизацию нашей деятельности за счет собственных средств. Выиграть в итоге должны город и его жители.
- Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов за последнее время несколько раз выражал недовольство тем, как сейчас обстоят дела с удалением отходов. Как строится сегодня диалог между властью и компаниями, осуществляющими услуги по вывозу ТБО из населенных пунктов?
- Сергей Иванович всегда является главным инициатором позитивных преобразований, в том числе и в нашей отрасли. В 2007 году между правительством Ульяновской области, мэрией Ульяновска и организациями – перевозчиками ТБО было достигнуто соглашение о модернизации системы вывоза отходов, в рамках которого ООО «Центрэкотех» за собственный счет организовало и благоустроило около 300 контейнерных площадок, на них было выставлено более 1000 новых контейнеров. Было заменено свыше 20 единиц старой мусоровозной техники на новые машины. Мы можем с уверенностью говорить, что наша компания полностью выполнила взятые на себя тогда обязательства. Конечно, в процессе эксплуатации часть таких мест и контейнеров пришла в негодность, да и время, как я уже говорил, диктует новые требования к технологиям обращения с мусором.
В июне 2012 года в рамках Поволжской экологической недели губернатор Ульяновской области обратил наше внимание, что нынешнее состояние дел в сфере удаления отходов Ульяновска не отвечает современным требованиям. Наша новая программа модернизации направлена, в первую очередь, на исправление такой ситуации. Хочу заявить, что компания не видит себя и своего развития отдельно от города и его жителей. Мы никогда не отказывались помогать городу, участвовать в проводимых социальных проектах. Мы готовы к диалогу и сейчас, в условиях развития конкуренции и необходимости технической модернизации оказываемых услуг.
- Что предполагается сделать в рамках намеченной программы?
- Сначала хочу отметить, что перед подготовкой программы наши специалисты досконально изучили опыт, технику и технологии обращения с отходами в Германии, Чехии, Австрии, Польше и Украине. А также подробно ознакомились с тем, как этот опыт реализован в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Саранске. В результате родилась программа модернизации, которая имеет несколько направлений. Мы планируем приобрести и разместить на всей обслуживаемой территории евро-контейнеры для ТБО – пластиковые, на колесах, с крышкой, с увеличенным до 1,1 кубометра объемом (сейчас металлические контейнеры вмещают 0,7 кубометра отходов). Причин появления новых контейнеров несколько. Это позволит увеличить объемы вывоза мусора без необходимости расширять контейнерные площадки. С другой стороны, они станут смотреться эстетичнее, город будет выглядеть лучше – здесь проявится социальная функция нашего плана по замене контейнеров.
Новые контейнеры потребуют обновления парка машин-мусоровозов. Сегодняшние металлические контейнеры обслуживаются мусоровозами классического типа – с боковой загрузкой с помощью манипулятора. Пластиковый контейнер так опорожнить нельзя из-за большого объема и веса. Поэтому используются мусоровозы с так называемой обратной загрузкой – сзади. Туда контейнер подкатывается вручную.
Так как сроки выполнения программы сжатые, а вложения требуются серьезные, мы будем приобретать новые мусоровозы с помощью схемы лизинга. Остановили свой выбор на немецком оборудовании фирмы «ZOELLER», которое будем устанавливать на шасси «SCANIA». Эти автомобиль и установка наилучшим образом зарекомендовали себя в российских условиях своей высокой производительностью и надежностью.
- Чем же так хороши эти пластиковые контейнеры и импортные мусоровозы?
- Сочетание увеличенных пластиковых контейнеров с системой обратной загрузки в мусоровоз хорошо еще тем, что исключает разлет отходов при погрузке – все вываливается куда требуется. Мы планируем приобретать немецкие контейнеры фирмы «WEBER», которые из опыта эксплуатации в России имеют наилучшие прочностные характеристики. Эти контейнеры оборудованы крышками, а нынешние – открытые, и легкий мусор из них может вылетать. Крышка на пластиковом контейнере предусмотрена как защита от попадания осадков, от проникновения животных, способных растащить отходы.
Отмечу еще один важный момент. Зарубежные фирмы, заходящие в последнее время на российский рынок ТБО, используют только пластиковые контейнеры повышенного объема, о которых я говорил. Однако эта тара не умещается в мусороприемных камерах многоквартирных домов с мусоропроводами. Итог для обслуживаемых иностранцами домов печален: мусоропроводы завариваются и организуются контейнерные площадки во дворах. Но ведь этого не было изначально предусмотрено, так как дом с мусоропроводом. Приходится сажать места для сбора мусора куда угодно, вплоть до вынужденного соседства с детскими площадками. Наша компания тоже обслуживает много зданий с мусоропроводами. Так вот, специально для них мы постепенно приобретем евроконтейнеры малой вместимости, прекрасно входящие в мусороприемник. У фирмы «WEBER» такие есть. И проблем не будет – жители смогут спокойно пользоваться своими мусоропроводами.
Еще одно направление нашей программы модернизации – обустройство контейнерных площадок. В рамках программы сделаем анализ технического состояния обслуживаемых нашей компанией контейнерных площадок и за свой счет приведем их в порядок.
- Какой срок исполнения мероприятий программы?
- Программа разбита на два этапа. Первый завершится в 2012 году. До конца сентября мы приобретем 1000 пластиковых евроконтейнеров и три специализированных автомобиля «SCANIA» с установками «ZOELLER» (они уже заказаны) – с обратной загрузкой. Разработаем и внедрим оптимальную логистическую схему удаления ТБО и КГО с обслуживаемой территории и начнем постепенно менять металлические контейнеры.
Второй этап придется на первое полугодие 2013 года. Мы проведем полное переоборудование всех обслуживаемых площадок пластиковыми евроконтейнерами. Будет закуплено еще шесть мусоровозов с задней системой загрузки – это основная часть затрат. Сроки, как видите, поставлены жесткие, но, я уверен, мы справимся с намеченным.
- Сегодня в стране много говорится о необходимости не только утилизировать бытовые отходы, но и перерабатывать их, предварительно сортировать, использовать, что возможно, в виде вторсырья. Как с этим обстоят дела у вас?
- Наша компания имеет собственную мусоросортировочную линию – единственную в Ульяновске – мощностью 180 тысяч тонн ТБО в год. Она представляет собой конвейер, куда поступает мусор, который сортируется работниками -отдельно стекло, полиэтилен, картон, железо и т.д. Далее сырье прессуется или дробится и поставляется потребителям. Сортировать отходы мы планируем и на стадии контейнерных площадок: вместе с синими евроконтейнерами (это корпоративный цвет нашей компании) на всех площадках будут установлены зеленые евроконтейнеры для сбора вторсырья. Нами запланирована серьезная работа по экологическому воспитанию населения и пропаганде раздельного сбора отходов. Но существуют и проблемы. Сегодня переработка отходов малорентабельна, зачастую сортировка обходится дороже возможной прибыли от реализации вторсырья. Законодательного требования к производителям обязательно использовать какое-то количество вторичного сырья сегодня в стране нет. Россия богата природными ресурсами. Есть запрет захоронения отходов, из которых можно извлечь вторсырье. Но крупные штрафы за эти нарушения не применяются. Поэтому имеем то, что есть: наша линия очень часто простаивает, иначе – работа себе в убыток.
- А как решают эти проблемы иностранные компании?
- С теми же самыми проблемами столкнулись и западные компании, занимающиеся сбором ТБО в России. Обещанная ими переработка мусора в регионах тоже застряла. Даже на построенных в некоторых областях за государственные деньги сортировочных линиях работа не ведется, если нет дотаций из бюджета.
Недавно в Ульяновск приезжала делегация из Франции: там был бизнесмен, президент Международной комиссии движения предпринимателей Франции (MEDEF) региона Шампань-Арденна, советник Франции по экономическим вопросам господин Филипп Вербер, его компания производит мусороперерабатывающие заводы и эксплуатирует их по всему Евросоюзу (около 600 предприятий). Дорогостоящее оборудование, которое он предлагал и нам приобрести. Мы, в свою очередь, задали вопрос: как удается окупать переработку отходов? Француз ответил, что за счет 60-процентных дотаций расходов от муниципалитетов. У нас, к сожалению, какие-либо дотации на это отсутствуют.
- Особняком для ульяновских компаний, занимающихся сбором и вывозом ТБО, стоит частный сектор. Вы уже упоминали, что начали там работать. По сути, идет выполнение еще одной, необъявленной, программы – по регулярной очистке частного сектора Ульяновска от мусора.
- Частный сектор – больная тема. Мы обслуживаем значительные площади частного сектора, начали заниматься им полтора года назад. До этого порядок удаления мусора оттуда никак не регламентировался, системы не было. Зато проблемы имелись у многоквартирных домов, соседствующих с частниками. Контейнеры на площадках этих домов переполнялись: многие индивидуальные домовладельцы сносили свой мусор сюда. А затраты несли компании, обслуживающие площадки, либо жители многоквартирных домов: за дополнительные рейсы мусоровозов, за дополнительные контейнеры. Иначе – переполненные контейнеры и мусорные свалки в городе. Поэтому решено было организовать вывоз ТБО непосредственно из частного сектора – по джентльменской договоренности с мэрией.
Мы установили много контейнеров в районах индивидуальной жилой застройки. Стали заключать договоры на обслуживание, хотя понимали, что получим трудности с оплатой этих услуг. Сегодня у ООО «Центрэкотех» договоры имеются с 65 процентами частных домовладельцев. Оплата по ним составляет от 15 до 23 процентов, несмотря на то, что мы предложили все возможные способы внесения денег через почту, Сбербанк, в нашем офисе, с помощью электронных платежей и т.д. Сознание людей, годами не плативших за вывоз мусора и не имевших этой услуги, тяжело меняется.
- Так как же разрубить этот «гордиев узел»?
- По опыту других регионов может помочь контроль соответствующих органов за правилами благоустройства в частном секторе, в которых закреплена необходимость наличия договора и оплаты вывоза ТБО. К сожалению, пока этот контроль у нас в регионе не очень строг. Во многих регионах вывоз из частного сектора дотируется из бюджета, чего у нас тоже нет. Но мы пока оптимизма не теряем, несем эту социальную нагрузку и объем вывоза ТБО из частного сектора не сокращаем. Кроме того, продолжаем разъяснительную работу и работу по заключению договоров, чтобы охватить всех.
- Во сколько вашей компании обойдется, по прикидкам, программа модернизации сбора и вывоза ТБО?
- Пластиковый евроконтейнер импортного производства стоит минимум 11000 рублей по оптовой цене. Один новый импортный мусоровоз – около 9 миллионов рублей. Плюс контейнерные площадки предстоит переделывать кардинально. Так что все выливается в десятки миллионов рублей. Это очень долгосрочные вложения. Модернизацию можно сравнить с созданием компании с нуля: почти всю инфраструктуру обновляем. Но затея того стоит. Мы выйдем на более высокий уровень работы. Город станет чище, опрятнее, красивее. А если и коллеги пойдут следом за нами, то он буквально преобразится.
http://ulpressa.ru/2012/07/28/dmitriy-fatyanov-rabotu-s-musorom-moderniziruyut/


Tags: проблемы экологии города, экологические проблемы
Subscribe
promo bragin_sasha march 15, 2019 15:23 1
Buy for 10 tokens
В Ульяновске начинает действовать сетевое движение «Экодозор73». За последние время на территории области экологические проблемы все больше волнуют жителей региона. И при этом с января 2019 года реализуется мусорная реформа, которая также вызывает много вопросов, как к региональным операторам, так…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment