bragin_sasha (bragin_sasha) wrote,
bragin_sasha
bragin_sasha

Новороссийск. Часть 1: горы и море

Оригинал взят у varandej в Новороссийск. Часть 1: горы и море


Все-такие русские (включая "бывшие русские") портовые города - это совершенно особая тема. Я уже видел Севастополь, Керчь и Мурманск, а в глубоком детстве - еще и Петропавловск-Камчатский. И каждый представлял собой феерическое зрелище, каждый был абсолютно непохож ни на что, в том числе и на своих "собратьев". И Новороссийск - крупнейший торговый порт России и Черного моря - в этом ряду не исключение.

Новороссийск представлят собой феерическое зрелище, и тоже непохож абсолютно ни на что. Это не "второй Севастополь" и не "южный Мурманск". Это просто Новороссийск. В первой части (а всего их будет три) речь пойдет о городе в общем, и я покажу здесь дорогу к Новороссийску через горы и виды вокруг Цемесской бухты.

Новороссийск начинается задолго до собственно Новороссийска. Если ехать поездом, то вы не минуете Новороссийских тоннелей у поселка Верхнебаканский. Железная дорога сюда пришла в 1888 году, и примерно тогда же были построены два тоннеля длиной, соответственно, 1560 и 350 метров. Ехать по ним интересно: темнота, шуршание воздуха и редкие удары колес, похожие на удары молота. А на откртой местности поезд идет по краю горы, и виды из его окон - как с самолета.

Еще интереснее дорога от Анапы по шоссе. От самой Анапы (а ведь между городами час езды!) виден "шприц" - Новороссийская телебашня.



Высота ее 261 метр, и стоит она на вершине горы, поэтому обслуживает довольно крупный район. Вместе с горой - выше, чем Останкинская башня. Это единственная в России за пределами Москвы железнобетонная телебашня (есть еще третья, недостроенная, в Екатеринбурге), и удивляет, во-первых, то, что она была построена даже не в областном центре, а во-вторых, что она была построена в 1994-1996 годах - в самое трудное время. Если верить Википедии, среди всех телебашен она 3-я по высоте в России (после железобетонной Останкинской и металлической Санкт-Петербургской) и 60-я - в мире.



Башня расположена не в самом Новороссийске, а примерно в 14 километрах от центра города.



Телебашня стоит на вершине хребта, и от нее, через перевал Волчьи ворота, начинается спуск к Новороссийску:





Очертаниями город напоминает перевернутую букву Y. Фрагмент до развилки - это так называемая Цемдолина, то есть долина речки Цемес, которая и дала название Цемесской бухте, вокруг которой вырос город. По Цемдолине ехать придется довольно долго, и здесь нередки мощные пробки. Западная сторона Цемесской бухты - это исторический и деловой центр города с крупнейшими жилыми районами. Горы здесь отходят от бухты весьма далеко, местность ровная и более удобная для жизни. Восточная сторона - узкая полоса у подножья Маркотхского хребта, и там расположена преимущественно промзона: 4 цементных завода, грандиозный элеватор с вокзалом у подножья и большая часть порта.

Вот так выглядят панорамы Цемесской бухты с западной стороны:







Маркотхский хребет - это часть Главного Кавказского хребта. Высота гор у Новороссийска - 500-700 метров.



Характерный скайлайн горных вершин над портом



Характерная особенность новороссийских гор хорошо видна на "длинных" кадрах - белые пятна карьеров. Ведь первый толчок к подъему Новороссийска дал не порт, а богатейшие залежи мергелей - оснвоного сырья для производства цемента. Еще с 1870-х годов здесь началось развитие цементной промышленнности, и ныне в городе действуют 4 цементных завода. Новороссийск - главный в стране центр этой отрасли, а неотъемлемая часть городского пейзажа - плотная белая пыль.



Но все-таки в наше время Новороссийск - это в первую очередь морской порт, ставший в последние годы главным торговым портом России. Его годовой грузооборот сейчас - около 80 миллионов тонн. Для сравнения - грузообороты крупнейших в мире портов Шанхая, Сингапура и Роттердама - примерно по 360 миллионов тонн. Ну а на Черном море Новороссийский порт не имеет себе равных - даже Одесса с ее аванпортами далеко позади.









Увы, фотографии не передают всего величия Новороссийского порта. Однако то, что он здесь заметно крупнее, чем в Мурманске, видно сразу же. Еще более эффектно порт выглядит со стороны берега - но об этом в другой раз.

От штормов открытого моря Цемесскую бухту защищают два мола. Западный в длину более километра, восточный - около 800 метров. Западный мол начинается прямо у главной городской площади, и это лучшая смотровая площадка в Новороссийске.



Но прежде, чем отправиться вдоль этого мола, следует рассказать еще об одном явлении, без которого потрет Новороссийска никак нельзя считать полным. Это - новороссийская бора. БорА - название характерных для многих регионов мира местных ветров "стокового типа": масса холодного воздуха как бы "стекает" с вершин гор к морю, и представляет собой настоящую "воздушную лавину". Иногда бора становится настоящим ураганом (на перевалах Маркотхского хребта наблюдался ветер скоростью до 60 м/с!), и нередко мощная бора приводит к большим человеческим жертвам и топит флоты (особенно катастрофическим был ураган зимой-2002). Кроме того, она способна вызвать суточный перепад температуры до 40 градусов, и зимой во время боры в Новороссийске нередко бывает и -30. В это время южный субтропический город страшнее поселков Северного Морского пути:

Изображение
Отсюда.

В день моего приезда с гор дул сильный ветер. Конечно, это была еще не бора, но тем не менее отдельные его порывы вполне могли бы сбить человека с ног. По молу против ветра я шел 20 минут, по ветру - не более десяти. Это было непривычно, но ощущения оставались незабываемыми. Причем ветер дул именно поперек бухты, с гор, и на восточной стороне не ощущался.

А рыбаки на моле как ни в чем ни бывало удили рыбу с бордюра:



Виды с мола на порт, за которым находится элеватор - на момент постройки крупнейший в мире:





Виден за портом и Шприц:



С мола хорошо видны кварталы западной стороны Цемесской бухты:

Сталинки на набережной у Морвокзала:



Деловой центр с небоскребом рядом с ними:



Многоэтажки ближе к окраине:



Частный сектор и горы с радиолокационной станцией на вершине. За горами - Анапа:



Вообще, Новороссийск кажется гораздо более крупным и "статусным" городом, чем он есть на самом деле. Он выглядит если не столичнее Краснодара, то уж точно не провинциальнее. Он гораздо круче Тольятти - крупнейшего "нерегионального" города России. С трудом верится, что население Новороссийска - всего 280 тысяч человек (а без пригородов - 230 тыся). Если бы я не знал, сколько здесь жителей, я бы мог принять Новороссийск за миллионник или хотя бы 600-700 тысячник. 500-тысячные областные центры выглядят куда провинциальнее и по масштабам новостроек, и по темпу жизни.

Вид от конца мола к началу:



В конце мола - маяк:



Рукой подать до окончания второго мола. Проход между ними - самые настоящие Морские Ворота России:



Я заснял процесс пересечения этих ворот морским судном. Сначала ему навстречу из порта выходят буксиры:



И ведут вдоль местного фарватера:





Проводят сквозь ворота. Флаг на судне турецкий.



А вдали - открытое море. Отсюда этого не видно, но уже с Малой Земли можно различить десятки разного рода грузовых судов, стоящих на рейде:



Следующие две части будут посвящены, соответственно, двум сторонам Цемесской бухты: западной и восточной.
 
Subscribe
promo bragin_sasha march 15, 2019 15:23 1
Buy for 10 tokens
В Ульяновске начинает действовать сетевое движение «Экодозор73». За последние время на территории области экологические проблемы все больше волнуют жителей региона. И при этом с января 2019 года реализуется мусорная реформа, которая также вызывает много вопросов, как к региональным операторам, так…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments