bragin_sasha (bragin_sasha) wrote,
bragin_sasha
bragin_sasha

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НЕ ТЕРПИТ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЯ!

Энергосбережение не терпит пренебрежения!

В продолжение статьи «Халтурщики гробят реформу энергосбережения» (http://73pravda.livejournal.com/46174.html)

Проблема низкой энергетической эффективности в России, являясь ощутимым препятствием социально-экономическому развитию и, создавая реальную угрозу энергетической безопасности, требует особо пристального государственного внимания. В целях ее планомерного решения, государством введены необходимые механизмы административного и экономического воздействия на потребителей энергоресурсов. Особенно это относится к организациям бюджетной сферы, где данные вопросы проявлены особенно остро. По разным оценкам, около 60 % всего энергопотребления бюджетными учреждениями расходуется нерационально, или, говоря проще, бесполезно.

Основные механизмы государственного управления процессом энергосбережения в бюджетной сфере, статус и обязанности его ключевых участников, подробно прописаны в принятом в ноябре 2009 г. Федеральном законе № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В частности, законом, на начальном этапе энергосбережения, предусмотрено проведение обязательных энергетических обследований всех бюджетных учреждений РФ.

Процедура энергообледования выполняется специализированными организациями и включает в себя комплексную инструментальную диагностику энергохозяйства заказчика, а также объемную расчетно-аналитическую работу с разработкой практических мероприятий по экономии энергоресурсов. Важность энергоаудита бесспорна, поскольку, не владея объективной информацией об объемах и характере энергопотребления, невозможно грамотно осуществить его экономию. Результаты энергетического обследования представляются в форме «энергетического паспорта», который в обязательном порядке проходит экспертизу и регистрацию в Министерстве энергетики РФ. В случае неисполнения требований закона об обязательном энергообследовании и отсутствии энергетического паспорта, соответствующее бюджетное учреждение будет привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере до 250 тыс. руб.

Однако, несмотря на волевые решения государства, проблема повышения эффективности энергоиспользования в бюджетной сфере до сих пор не поддается успешному решению в связи с чудовищно низким качеством проводимых энергообследований и разрабатываемых энергетических паспортов. По данным Министерства энергетики РФ, из десяти поступающих на экспертизу энергопаспортов, только один удовлетворяет всем предъявляемым требованиям и проходит регистрацию. Остальные же возвращаются на доработку.

Уместно задать вопрос, а почему же так происходит? Что мешает обеспечить надлежащее качество энергетических обследований, ведь, казалось бы, все необходимое для этого имеется: комплексная законодательная база, информационное и методическое обеспечение, немалый научно-технический опыт и, самое главное, финансовые ресурсы, выделяемые государством на цели энергосбережения (по имеющимся сведениям, на реализацию программ энергосбережения из федерального бюджета планируется затратить около 700 млрд.руб.)? Все инструменты решения проблемы в наличии, но они не работают.

Несомненно, сдерживающих факторов предостаточно, но, пожалуй, один из основных очень напоминает тот, которым обусловлена другая общенациональная беда, а именно - всеобъемлющая коррупция. Немного отвлекаясь от предмета статьи, важно подчеркнуть, что причина высокой коррупции, как справедливо отметил Президент РФ В.В. Путин в своем ответе на известное обращение А. Макаревича, вызвана (среди прочего) не только несовершенством российских законов и бездействием контролирующих органов, но и нечестностью самого предпринимательского сообщества. Многие его представители провоцируют должностных лиц к совершению коррупционных преступлений, подрывая, таким образом, экономические интересы страны.

Аналогичные соображения, во многом, объясняют причины массового распространения некачественных услуг в области энергоаудита. Корень беды кроется в недобросовестности исполнителей-энергоаудиторов, для которых главным мотивирующим фактором является не желание провести полноценный энергоаудит с детальным изучением объектов обследования, а банально стремление к быстрому обогащению. Пользуясь правовой и технической некомплектностью руководителей бюджетных учреждений, такие «специалисты» склоняют последних не к выполнению законодательных требований об обязательном энергообследовании, а к тому, как эти требования «обойти», либо же исполнить путем минимальных усилий. Фактически, «потугами» недобросовестных энергоаудиторов, идея энергосбережения свелась к бесполезной формальности, заключающейся исключительно в фабрикации «липовых» энергетических паспортов.

Сегодняшний Интернет пестрит зазывающими объявлениями с рекламным контентом, наподобие: «Дешево изготавливаем энергетический паспорт, работаем «под ключ». Электронную почту бюджетных заказчиков регулярно заваливают спам-рассылкой, так называемые, энергоаудиторы-надомники, готовые дистанционно и за копеечные суммы разработать энергопаспорт объекта любой сложности, избавив тем самым клиента от ненужной головной боли. Участились также случаи более агрессивного навязывания подобными «дельцами от энергетики» своих услуг. В частности, участвуя в проводимых бюджетными учреждениями тендерах по выбору исполнителя работ в области энергообследования, недобросовестные энергоаудиторы умышленно снижают предлагаемые цены до баснословных значений (в 20-40 раз меньше обоснованного уровня), фактически, принуждая заказчиков к заключению государственного контракта.

Рынок предложения в области энергоаудита перенасыщен, однако, не более 10 % поставщиков, подходят к решению этих вопросов профессионально. Все остальные – это как раз те, кто является «продавцами быстрого счастья», выписывающие спасительную «бумажку», называемую «энергетическим паспортом». Справедливости ради, нужно подчеркнуть, что аналогичного рода «бизнес» в России развит неплохо: в последнее время посредством того же Интернета стало возможным приобрести практически любой «документ» – от диплома о высшем образовании до санитарной книжки.

Для среднестатистического руководителя бюджетного учреждения, загруженного кроме вопросов энергосбережения массой других дел, предложения недобросовестных энергоаудиторов действительно заманчивы. Изучая рекламные материалы, руководитель размышляет: зачем проходить комплексное энергетическое освидетельствование, тратить на это время и средства, если есть возможность дешево приобрести готовый энергетический паспорт и, тем самым, избавиться от возможных конфликтов с законом? Выражаясь языком аналогии, действительно, нет смысла учиться пять лет в университете, готовить курсовые работы, защищать дипломные проект, если имеется возможность быстро и дешево приобрести «корочки» о высшем образовании.

Вне сомнений, подобное пренебрежительное отношение к вопросам экономии энергоресурсов нельзя считать нормальным, поскольку никакого полезного эффекта для построения энергоэффективной экономики «липовые» энергопаспорта не дадут. Более того, оставив в стороне общефилософские рассуждения, такие «энергопаспорта» грозят вполне осязаемыми негативными последствиями непосредственно для бюджетного заказчика.

Дело в том, что федеральное законодательство обязывает бюджетные учреждения, наряду с обязательным прохождением первичных энергетических освидетельствований, ежегодно снижать объемы потребления каждого(!) вида энергоресурсов не менее чем на 3 %, в расчете на то, что экономия по истечении пяти лет достигнет 15 %. Обеспечить необходимую экономию призваны энергосберегающие мероприятия, разрабатываемые по результатам проведения обязательного энергетического обследования. При этом, законодатель понимает, что в России «метод пряника» в таких вопросах, как энергосбережение, мягко скажем, имеет сомнительную перспективу, поэтому для бюджетных учреждений предусмотрены более непопулярные стимулы к экономии энергоресурсов. При формировании бюджета на следующий отчетный период, объем выделяемого финансирования на оплату энергоресурсов будет секвестирован соразмерно величине плановой экономии. Проще говоря, объем закладываемых в бюджете денежных средств на оплату энергоресурсов из года в год будет снижаться, а недостающую сумму бюджетным учреждениям придется изыскивать путем экономии.

Для большей наглядности, особенности этого важнейшего законодательного аспекта целесообразно проиллюстрировать вполне реалистичным примером развития событий. Предположим, бюджетное учреждение, в расчете на быстрое решение проблем, приобретает у «надомного энергоаудитора» готовый энергетический паспорт, т.е. «бумажку». «Бумажка» бюджетным учреждением получена, «галочка-выручалочка» в отчете о проведении энергоаудита проставлена. Остается спокойно дожидаться инспекторов из Ростехнадзора для проверки наличия заметного документа. Однако, состояние безмятежности вскоре прерывается действием беспристрастного бюджетного механизма: главный распорядитель бюджетных средств, соблюдая требования закона, начинает сокращать объемы финансирования на оплату энергоресурсов ежегодно на три процента. Экономьте, мол, господа хорошие!

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», - словами этой русской поговоркой характеризуются дальнейшие действия ответственных за энергосбережение сотрудников бюджетного учреждения. После судорожного пролистывания приобретенного энергетического паспорта, ответственные лица с ужасом осознают его абсолютную неадекватность и непригодность. Деньги на энергоаудит потрачены, повторно провести его уже не получится, а энергоаудитор, составивший «энергопаспорт», как выяснилось, перепрофилировался в новый вид предпринимательской деятельности, и слышать ничего не желает о проблемах бывшего заказчика. В условиях надвигающейся оптимизации бюджетных расходов, ситуация прямо-таки аховая: экономить энергоресурсы нужно, а как это сделать непонятно. В таких условиях, бедному заказчику остается, единственное, прибегнуть к самым кардинальным мерам: просто отключить подачу электро- и теплоэнергии на определенный период для того, чтобы просто «подогнать цифры» в отчете. С электричеством еще худо-бедно, но справится можно, в конце концов, человечество еще не разучилось использовать свечи и керосиновые лампы для целей освещения. А вот последствия отключения системы отопления здания в зимний период вызывают куда больше опасения не только в техническом, но и в физиологическом смысле.

Приведенный пример, вероятно, слегка утрирован, но, тем не менее, вполне реален. Пожалуй, он позволяет сформулировать основной вывод настоящей статьи. Вывод о том, что вопросами рационального энергопотребления пренебрегать нельзя! «Липовые энергопаспорта», равно как и упомянутые в статье поддельные дипломы о высшем образовании, не только не избавят бюджетных учреждений от всех возможных проблем, но даже усугубят их, нанося непоправимый ущерб, как государству, так и самому заказчику.
http://nardemsouz.ru/blogs/opinion/entries/5836.html
Subscribe
promo bragin_sasha march 15, 2019 15:23 1
Buy for 10 tokens
В Ульяновске начинает действовать сетевое движение «Экодозор73». За последние время на территории области экологические проблемы все больше волнуют жителей региона. И при этом с января 2019 года реализуется мусорная реформа, которая также вызывает много вопросов, как к региональным операторам, так…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment