bragin_sasha (bragin_sasha) wrote,
bragin_sasha
bragin_sasha

Categories:

«Теневому» энергоаудиторскому бизнесу закручивают гайки

«Теневому» энергоаудиторскому бизнесу закручивают гайки

В продолжение публикаций «Халтурщики гробят реформу энергосбережения» (http://73pravda.livejournal.com/46174.html), «Энергосбережение не терпит пренебрежения!» (http://ulpolit.livejournal.com/739259.html).

Ситуация, связанная с низким качеством проводимых энергетических обследований российских потребителей энергоресурсов, без преувеличения сказать, достигла критического состояния, поставив под угрозу срыва реализацию всей реформы энергоэффективности. Анализ итогов прошедшего года показал, что из 30 тыс. поступивших на экспертизу в Министерство энергетики РФ энергетических паспортов, без замечаний было принято всего лишь около 2,5 тыс. Причина такого положения дел очевидна: энергоаудиторы, в погоне за прибылью (и нередко используя для этого методы нечестной конкуренции, такие как, например, демпинг), не уделяют должного внимания качеству оказываемых услуг.
Контроль за профессиональной деятельностью энергоаудиторов, как известно, возлагается на профильные саморегулируемые организации (СРО), создаваемые в форме некоммерческих партнерств (профессиональных сообществ). Основной задачей таких партнерств является проверка подготавливаемых его членами (энергоаудиторами) отчетных документов о проведенных энергообследованиях, первичная регистрация энергетических паспортов, а также их передача в Министерство для последующей экспертизы и внесения в государственную информационно-аналитическую систему.
Однако, к сожалению, многие сегодняшние СРО, несмотря на свой «некоммерческий» статус и возложенную обязанность по исполнению оговоренных выше надзорных функций для содействия энергосберегающей политике государства, сосредотачивают усилия сугубо на извлечении коммерческой выгоды. Причиной тому всё то же желание сверхбыстрого обогащения на ниве громадного государственного заказа на услуги энергоаудита. Сами же способы обогащения, вообще говоря, сродни «теневым».
Так, некоторые СРО, фактически, занимаются торговлей свидетельствами на право допуска к работам по энергообследованию. Претендентам на получение такого допуска даже не требуется иметь ни наличия необходимого приборного парка для производства инструментальных замеров, ни квалифицированного персонала. Нередко встречаются случаи, когда экспертные комиссии СРО за определенное вознаграждение «узаконивают» (или, выражаясь юридическим языком, легитимизируют) фальшивые документы об энергообследованиях, разрабатываемые недобросовестными и некомпетентными участниками рынка. Фактически, без какой-либо предварительной проверки, официальный статус «энергетического паспорта» присваивается любым подобно рода «документам». В результате, общая картина сложилась довольно печальной: недобросовестные энергоаудиторы, вступая в недобросовестные СРО, сформировали «теневой» рынок услуг в области энергоаудита с существенным ухудшением их качества.
Вышеуказанные предпосылки обусловили необходимость внесения ряда важных ужесточающих поправок в Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в части совершенствования правового регулирования процедуры энергообследования. В марте текущего года соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе РФ.
Итак, какие же изменения в законодательстве об энергосбережении нас ожидают? Начнем по порядку.
1. Ужесточение требований к квалификации энергоаудиторов.
Энергосбережение - дело, как легко понять, непростое, без инженерной подготовки и глубоких познаний здесь явно не обойтись. До введения рассматриваемых поправок практически любой человек c высшим техническим образованием мог стать законным энергоаудитором, обучившись для этого на краткосрочных курсах повышения квалификации и получив по его завершению соответствующее удостоверение. Очевидно, что ограниченный объем учебной программы курсов не позволяет слушателям ознакомиться со всеми аспектами энергоаудиторской работы, что, в свою очередь, не дает возможности выполнять ее качественно и профессионально. Поэтому, согласно вводимым в законодательство изменениям, желающим заняться этой деятельностью предстоит пройти квалификационный экзамен в специальных аттестационных комиссиях. Следует отметить, что к сдаче экзамена будут допущены только лица, имеющие базовую профильную подготовку в высшем учебном заведении. В случае успешной сдачи экзамена, предусмотрена выдача квалификационного аттестата энергоаудитора с присвоением соответствующего разряда, дифференцируемого в зависимости от отраслевой и функциональной специализации. Дилетантам не место в энергоаудите! Отрадно, что теперь эта прописная истина нашла отражение в федеральном законодательстве.
2. Ужесточение требований к результатам энергетического обследования.
Согласно вносимым изменениям, обязательным документом, разрабатываемым по итогам энергетического обследования, станет не только энергетический паспорт, но и отчет, включающий в себя описание системы энергоснабжения обследуемой организации, результаты приборных измерений, необходимые расчетные выкладки, а также конкретные рекомендации по экономии энергоресурсов. Важность данных поправок не вызывает сомнений. Расчетно-аналитический отчет о результатах энергообследования разъясняет и обосновывает отдельные положения энергопаспорта, обеспечивая, тем самым, потребителям энергоресурсов возможность организовать процесс энергосбережения. Юридическое закрепление обязательства о подготовке такого отчета, по нашему мнению, усилит внимание энергоаудиторов к качественной составляющей своего труда, а именно, ориентирует их не только на сбор сведений о параметрах энергопотребления обследуемого объекта, но и на выполнение полноценной инструментальной диагностики и инженерный анализ.
3. Введение единых методик и правил проведения энергетического обследования, а также контроля его результатов.
В частности, законопроектом предусматривается наделение уполномоченных государственных органов (имеется ввиду, Министерства энергетики РФ и входящих в его структуру служб) правом устанавливать единые и обязательные для исполнения требования к методикам проведения полного (инструментального) и экспресс-обследования, к отчетам об энергообследованиях и программам повышения энергоэффективности, а также к порядку проверки качества энергообследований в экспертных комиссиях СРО.
Предлагаемые поправки, несомненно, ценны. Отсутствие единой методологической платформы, а также унифицированного порядка проведения энергоаудита позволяло СРО самостоятельно формулировать требования к содержанию отчетной документации об энергообследовании, нередко заведомо их упрощая, дабы обеспечить благодатные условия для работы недобросовестных энергоаудиторов. С другой же стороны, отсутствие единых и обязательных критериев проверки результатов энергообследования, как уже говорись, способствовало некоторым СРО массово регистрировать фиктивные энергопаспорта. Теперь же указанные лазейки в законе прикрыты, - централизованные подходы к проведению энергообследования и контроля его результатов ужесточат ответственность как энергоаудиторов, так и самих СРО, что позитивно отразится на качестве.
4. Введение поправок относительно перечня энергосберегающих мероприятий, разрабатываемых по результатам проведения энергетического обследования.
Если в прежней редакции закона, энергоаудитор мог ограничиться подготовкой стандартного списка энергосберегающих мероприятий, переписанных, как правило, под копирку из методических указаний соответствующего СРО, то теперь ему придется проявить максимум творческой фантазии и профессионализма. Законопроектом вносятся изменения в ст. 15 ФЗ-261, в части исключения слов «общедоступные» и «типовые» из описания условий, касающихся перечня разрабатываемых мероприятий по энергосбережению. Фактически, законопроект обязывает энергоаудиторов подходить индивидуально к каждому конкретному объекту обследования и использовать весь арсенал средств повышения его энергоэффективности. Данная законодательная новелла воспринимается особенно актуальной и справедливой. Многие избитые и интуитивно понятные «типовые» и «общедоступные» решения, такие как, например, замена ламп накаливания на энергосберегающие, не всегда оправданы в финансовом отношении. Профессионалы знают, что до 30 % экономии энергоресурсов в некоторых отраслях экономики можно достичь вообще без каких-либо затрат. Например, правильно выстроив систему энергетического менеджмента на предприятии с использованием организационно-управленческих методов. Предлагаемые поправки акцентируют внимание энергоаудиторов на этих важных аспектах энергосбережения.
5. Введение административной ответственности за несоблюдение требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования
Пожалуй, одна из наиболее жестких, но, вместе с тем, действенных из всего предложенного в законопроекте комплекса мер. До момента внесения поправок, штрафные санкции предусматривались лишь в случае несоблюдения организацией, подлежащей обследованию, сроков его прохождения. Своевременное получение энергетического паспорта, невзирая на корректность и достоверность представленных в нем сведений, но, главное, с проставленной отметкой о регистрации в СРО, спасало организаций, подлежащих обследованию, от административных взысканий. Теперь же возлагать надежды на решение проблемы путем покупки дешевого энергопаспорта, изготовленного без должного изучения объекта обследования, лучше не следует, - последствия от такого «энергопаспорта» могут быть довольно удручающими. Согласно законопроекту, надзорные органы будут удостоверять не только сам факт наличия энергопаспорта, но и его соответствие установленным требованиям. А чтобы еще сильнее пробудить интерес должностных лиц к ответственному исполнению требований законодательства об энергосбережении, вносимыми поправками предусматривается увеличение самих уровней штрафа - его верхняя граница возрастет до 500 тыс. руб. (ранее верхняя граница была ограничена 250 тыс. руб.).
Итак, резюмируем выводы.
Благодаря вносимым в федеральное законодательство поправкам, государство ужесточает требования к результатам энергетического обследования в целях повышения его качества. Теперь оказывать услуги в сфере энергоаудита смогут только те, кто подтвердит свою компетентность путем успешной сдачи квалификационного экзамена и получения соответствующего аттестата. Само же энергообследование предстоит проводить строго в соответствии с установленными и едиными для всех правилами.
Предъявление энергоаудиторами в качестве отчетной документации об энергообследовании одного лишь энергетического паспорта, согласно новой редакций закона, не допускается. Обязательным станет составление расчетно-аналитического отчета, удовлетворяющего установленным уполномоченным органом требованиям. В целом, качество энергообследований будет оцениваться по единым критериям, что ужесточит регламент работы СРО и усилит ответственность энергоаудиторов. Подлежащие энергообследованию организации, в связи с ужесточением административной ответственности, обретут дополнительные стимулы к более тщательному выбору энергоаудиторской организации.
Представляется, что предложенные законопроектом меры позволят устранить имеющиеся препятствия на пути к рациональному использованию энергоресурсов, очистят рынок от недобросовестных участников, что, в своей совокупности, будет содействовать достижению запланированного «Энергетической стратегией России» снижения энергоемкости валового внутреннего продукта РФ на 40 % к 2020 г.


</div>
Subscribe
promo bragin_sasha march 15, 2019 15:23 1
Buy for 10 tokens
В Ульяновске начинает действовать сетевое движение «Экодозор73». За последние время на территории области экологические проблемы все больше волнуют жителей региона. И при этом с января 2019 года реализуется мусорная реформа, которая также вызывает много вопросов, как к региональным операторам, так…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments