bragin_sasha (bragin_sasha) wrote,
bragin_sasha
bragin_sasha

Category:

«Общественный контроль в сфере энергосбережения».

Мой доклад на Общероссийском гражданском форуме 23.11.2013. «Общественный контроль в сфере энергосбережения».

Добрый день, уважаемые коллеги!
Александр Брагин,Председатель Ульяновского регионального отделения «РПР-ПАРНАС», член Общественной палаты Ульяновской области.

Тема моего сегодняшнего выступления в рамках профильной секции Гражданского форума посвящена результатам работы Ульяновского регионального отделения политической партии «РПР-ПАРНАС» по организации и осуществлению общественного контроля за реализацией государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Невзирая на то, что проблема низкой энергоэффективности России уже давно стала притчей во языцех, хотелось бы вкратце, предваряя основное выступление, пояснить, чем же все-таки вызвана необходимость в проведении подобного рода общественных кампаний.
Выбор объекта общественного контроля, с одной стороны, был продиктован высокой актуальностью и социально-экономической значимостью вопросов энергосбережения, особенно с учетом переживаемых российской экономикой кризисных явлений, замедления темпов промышленного роста и сохранения сильной зависимости от сырьевого экспорта. Эксперты констатируют, что из-за неэффективного расходования энергоресурсов Россия ежегодно теряет около 9,3 трлн.руб., что сопоставимо с годовым бюджетом всей страны. Доля энергетической составляющей в себестоимости российской продукции в 2,5-3,5 раза выше, чем в странах Европы и США. Названные факторы понижают конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей на мировых рынках, что пагубно отражается в целом на экономической ситуации в стране и обостряет уже начавшиеся стагнационные процессы. В социально-экономическом отношении, острота вопросов энергосбережения объясняется еще и тем обстоятельством, что стоимость безвозвратно теряемых энергоресурсов в конечном счете возмещается в форме налоговых отчислений, путем регулярной индексации тарифов на услуги ЖКХ, поэтому, можно совершенно уверенно утверждать, что вопросы энергосбережения затрагивают интересы непосредственно каждого из нас.
С другой стороны, хочу отметить, что проблематика энергосбережения мне интересна не только с позиций гражданского активиста, не только как направление общественной работы, но и с профессиональной точки зрения, поскольку профиль моей основной профессиональной деятельности связан с экологией и рациональным природопользованием. Эти три сферы – энергосбережение, экология, рациональное природопользование – по сути, в системном смысле, представляют собой единое целое.
Убежден, что гражданское общество, общественные организации и объединения должны содействовать государству в строительстве «энергоэффективного будущего», в том числе используя такие форматы взаимодействия, как общественный и гражданский контроль.
К сожалению, большинство экспертов уже сейчас высказывают соображения о том, что задекларированная Государственной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики» задача по сокращению энергоемкости ВВП на 13,5 % к 2020 году, не будет достигнута. В связи с этим, основной целью, которая была нами поставлена в рамках общественной кампании – это анализ факторов, затрудняющих организацию процесса энергосбережения в России, а также исследование возможностей и роли институтов гражданского общества, общественных организаций в их преодолении.
Таких негативных факторов, как выяснилось, достаточно много, в своем выступлении я хотел бы затронуть наиболее существенный из них, который мы достаточно активно изучали на протяжении нескольких последних месяцев. А именно то, что до сих отсутствует достоверный и детализированный анализ реальной картины энергопотребления в стране, отсутствуют достоверные статистические данные о структуре и источниках энергопотерь. Те цифры, что уже были озвучены (9,3 трлн.руб.), носят обобщенный, можно сказать ориентировочный характер и для практического применения неинформативны.
Необходим детализированный аналитический материал с количественной оценкой основных источников энергопотерь по каждой отрасли экономики, по каждому отдельному предприятию-энергопотребителю. Располагая такими сведениями, зная точный «диагноз», в дальнейшем становится возможным грамотно спланировать и обосновать мероприятия по экономии энергоресурсов, просчитать их экономическую эффективность и определить приоритетность внедрения. Именно отсутствие достоверной и достаточной для практического использования информации о характере энергопотребления делает бесперспективным какие-либо дальнейшие движения в направлении повышения эффективности энергоиспользования.
Говоря об этом, справедливо напрашиваются два извечных русских вопроса: «Кто же виноват?» и «Что делать?». Начнем с первого – Кто виноват?
Отмечу, что еще в 2009 году в целях получения той самой необходимой информации о структуре и источниках энергопотерь для планирования мероприятий по энергосбережению, государство потребовало в обязательном порядке от всех бюджетных организаций (1,5 млн.организаций) и большинства крупных промышленных предприятий страны (300 тыс.организаций) провести так называемые энергетические освидетельствования (обследования) с периодичностью, не реже 1 раза в 5 лет. По итогам таких энергообследований каждая организация должна обзавестись энергетическим паспортом, содержащим сведения о потребляемых энергоресурсах, параметрах систем энергоснабжения и пр. Данные из энергопаспортов передаются в уполномоченные органы власти для систематизации, обобщения и последующей выработке необходимых мер.
Работу по энергообследованию, включающую в себя целый спектр инструментальных исследований систем энергоснабжения, изучение технической и бухгалтерской документации, выполняют специально обученные люди – энергоаудиторы. Но высокий уровень спроса на услуги в области энергоаудита – в общей сложности около 1,8 млн. организаций-заказчиков – активизировал внимание не только профессиональных энергетических аудиторов, но и недобросовестных подрядчиков, проще говоря – мошенников («черных» энергоаудиторов). Основной принцип их работы заключается в «поточном производстве» фиктивных энергетических паспортов, без выполнения самого энергообследования, как такового.
Учитывая, фактически, беззатратность «дистанционного» изготовления энергопаспортов, без выездов, осмотров и выполнения прочих диагностических процедур, ценовые предложения таких «специалистов» в десятки раз меньше тех, которые предлагают профессиональные участники рынка. Если, к примеру, стоимость услуг профессионального энергоаудитора по обследованию крупной бюджетной организации составляет 1 млн.руб., то «черный» энергоаудитор готов выписать энергопаспорт всего за 10-20 тыс.руб. Для заказчика последнее предложение, безусловно, более привлекательно, однако же практической пользы как для экономики РФ, так и для самого заказчика такой «энергопаспорт» с недостоверными сведениями не представляет.
Особую «настойчивость» в поиске клиентов «черные» энергоаудиторы демонстрируют при проведении государственными учреждении тендеров на выбор поставщика услуг в области энергоаудита, где критерием оценки поступивших заявок, как известно, является минимум предлагаемой цены. Уже стало нормой, когда торги на выполнение энергоаудита завершаются при цене, сниженной на 60-80 % от начального уровня, объявленного организаторами. Встречаются случаи, когда цена падает более чем на 95 %.
В итоге, из-за обилия фиктивных энергопаспортов не удается установить реальные причины высокой энергорасточительности, а значит, и наметить действенные меры по сокращению энергопотерь. Потерпевшим становится государство. Складывается парадоксальная ситуация – благая идея, поддержанная государством, извратилась до такой степени, что из-за «черных» энергоаудиторов, во-первых, остались практически невостребованными профессиональные энергетики, во-вторых – в глазах общественности профессия энергоаудитора потеряла престиж, а значимость энергообследования оказалась полностью утраченной.
В рамках общественной акции мы обнаружили, что и в нашем регионе (Ульяновская область) работают предприниматели, берущиеся выполнять энергообследование различных предприятий и организаций по явно демпинговым ценам. В частности такой организацией является ООО «Центр повышения энергетической эффективности». На данный момент ООО «ЦПЭЭ» обрушены госторги на выполнение энергоаудита более чем в 25 регионах РФ, а география заказчиков простирается от Калининграда и заканчивая Южно-Сахалинска. Для наглядности, можно привести ряд конкретных примеров. Так, стоимость услуг ООО «ЦПЭЭ» по энергоаудиту и составлению программы повышения энергетической эффективности для одного муниципального учреждения в Московской области опускается до 2 (!) тысяч рублей (при реальной себестоимости работы в 50-60 тыс.руб.). Очевидно, что при стоимости услуг в 2 тыс.руб. никакой работы по энергоаудиту и тем более по разработке программы повышения энергоэффективности выполнено не будет. Итогом такого «энергоаудита» станет всего лишь фиктивный энергопаспорт. В Республике Коми ООО «ЦПЭЭ» выполняет энергоаудит более 70-ти зданий, расположенных в радиусе 500 км. всего за 110 тыс.руб. Опять же, этих денег не хватит даже на объезд всех проверяемых объектов и поэтому говорить о реальном энергообследовании также нельзя. Аналогичная картина и в Хакассии, где ООО «ЦПЭЭ» выиграны торги на энергоаудит более 20 муниципальных объектов в 15 населенных пунктах (удаленных друг от друга на расстоянии 250-400 км) при цене контракта всего в 100 тыс.руб.
По фактам демпингового снижения цен ООО «ЦПЭЭ» от имени нашей общественной организации были направлены официальные запросы в Министерство энергетики РФ, а также в органы прокурорского надзора с просьбой организовать и провести проверку качества выполненных энергообследований. Будем добиваться возможности проведения всестороннего общественного контроля деятельности этой организации.
Ну и в заключение, вернемся ко второму извечному русскому вопросу: «Что же делать?». Какие меры необходимо предпринять для выхода из сложившейся ситуации?
Проблема некачественного оказания энергоаудиторских услуг, неконтролируемое наводнение рынка «черными» энергоаудиторами – это следствие как несовершенства законодательной базы в сфере энергосбережения, так и халатного отношения к проведению энергоаудита со стороны заказчиков услуг. В законе, к сожалению, недостаточно подробно прописаны механизмы надзора со стороны контролирующих органов за результатами энергообследования, за работой энергоаудиторских компаний. Подобные законодательные изъяны способствуют появлению "черных" энергоаудиторов. Также необходимо повышать мотивацию должностных лиц к более внимательному отношению к вопросам оптимизации энергопотребления. Со своей стороны, мы предложили ряд инициатив, в частности, необходимость введения штрафных санкций для заказчиков за приобретение фиктивных энергопаспортов. Надеемся, что наши предложения будут рассмотрены и учтены в последующих редакциях закона.
В дальнейшем планируем активно заниматься данной проблематикой.

Спасибо за внимание. Доклад окончен.

Subscribe
promo bragin_sasha march 15, 2019 15:23 1
Buy for 10 tokens
В Ульяновске начинает действовать сетевое движение «Экодозор73». За последние время на территории области экологические проблемы все больше волнуют жителей региона. И при этом с января 2019 года реализуется мусорная реформа, которая также вызывает много вопросов, как к региональным операторам, так…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments