Пика численности своего населения – 1495 тыс. человек Ульяновская область достигла в 1995 году. С этого времени регион также вошёл в полосу депопуляции, не прервавшуюся и поныне. По данным Росстата на 01.01.13, численность постоянного населения Ульяновской области составила около 1274 тыс. человек. Таким образом, 18-летняя «цена» ульяновской депопуляции - почти 220 тыс. человек, что соответствует примерно трети сегодняшнего населения областного центра.
За истекший период были годы, когда темпы депопуляции в Ульяновской области в 3-5 раз превышали среднероссийские показатели. К настоящему времени «ситуация с демографией» не окончательна разрешилась Народонаселение региона продолжает сокращаться, как по причине превышения смертности под рождаемостью, так и в результате отрицательного миграционного баланса.
Демографический прогноз, сделанный ещё в 2005, определял сокращение численности населения области к 2020 до 1206 тыс. человек. Выглядит вполне реально. Парадоксально, что в марте 2011 был заявлен региональный проект «Демография – ПЛЮС», рассчитанный до 2015 года и предполагающий выравнивание к этому сроку рождаемости и смертности. Похоже, что ставшая традиционной АМБИЦИОЗНОСТЬ подобных проектов столь же традиционно НЕ ПОДКРЕПЛЯЕТСЯ ИХ ОБОСНОВАННОСТЬЮ.
В 2006 году Россия начала реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье». Задачи ставились серьёзные, средства и усилия прилагались немалые. Если взять «предпроектный» год – 2005,- и сравнить его, скажем, с 2011 годом, то рост значений некоторых основных показателей по Ульяновской области за этот период составил:
- бюджетные ассигнования на здравоохранение, физкультуру и спорт – 2,4 раза;
- инвестиции в основной капитал по этому виду деятельности – 4,1 раза;
- среднемесячная зарплата в этой сфере – 3,0 раза.
Следуя известной формуле «затраты – результаты» рассмотрим и некоторые показатели заболеваемости населения.
В течение того же периода (2005-2011г.г.) общее количество заболеваний увеличилось незначительно – на 5%. Всего же за 2011 год по Ульяновской области зарегистрировано около 1217 тыс. заболеваний - по 1-му на каждого жителя. В течение года один среднестатистический ульяновец обращается к врачам 11 раз.
На фоне весьма умеренного роста общего количества заболеваний особенно неблагоприятно выглядит рост выявленных случаев ВИЧ-инфекции (в 1,8 раза за 6 лет), врождённых аномалий, деформаций «хромосомных» нарушений (в 1,6 раза), осложнений беременности, родов и послеродового периода (в 1,3раза). Последняя из вышеперечисленных нозологическая форма по своему количеству (25,4 тыс. случаев в 2011 году) почти вдвое превышает количество родившихся в том же году младенцев (13,9 тыс.). Здесь же и тогда же – 4,6 тыс. случаев врождённых аномалий и деформаций. Масштабы этой проблемы весьма и весьма значительны, особенно для такой, сравнительно небольшой Ульяновской области.
…Общий вывод достаточно очевиден и достаточно однозначен: «затраты» несоразмерны с «результатами». Видимо такова судьба большинства реформ по-российски: повысить зарплаты (врачам, учителям, офицерам, чиновникам), пересмотреть организационно-управленческие структуры (что становится почти перманентным) и на этом … остановиться. В подобной ситуации остаётся надеяться лишь на отдалённо-отложенные результаты.
Тем временем в СМИ-публикациях и в опросах общественного мнения не перестают отмечаться дороговизна лекарств, труднодоступность бесплатных и высокая стоимость платных медицинских услуг, случаи прямого вымогательства, коррупции и злоупотреблений в расходовании бюджетных средств.
Похоже, что внимание российских властей всех уровней устремлено скорее на «проделанную работу», нежели на её результаты и последствия. Будущее состояние здоровья населения – то, что пышно именуется «достояние нации» - оптимизма явно не вселяет…
Источник: Russia National Project «Health»:the Ulyanovsk Case. In: Russia Regional Studies. Ed. by Morrison S. Washington, D.C., pp 111-113.
Journal information