Мы живем в XXI веке в динамично меняющемся глобальном мире. Достигнутый уровень экономического развития и современные технологии открывают беспрецедентные в историческом плане возможности для реализации творческого потенциала людей. Но одновременно это мир, в котором сосуществуют процветание и ужасающая бедность, демократия и тоталитарное подавление личности, а также нарастают риски, угрожающие самому существованию человечества. Распространение оружия массового уничтожения, экологическое неблагополучие, терроризм и наркоугрозы, истощение важнейших ресурсов, увеличение частоты природных и техногенных катастроф и ущерба от них – все эти проблемы, как правило, выходят далеко за рамки национальных границ и требуют от современных государств совместных согласованных решений.
В глобализированном мире ответственная внешняя политика, направленная на реализацию подлинных национальных интересов и решение наиболее актуальных международных проблем, приобретает особое значение. Мы хотим сформулировать такую политику, обращенную в будущее и обеспечивающую России роль лидера как на постсоветском пространстве, так и в глобальном масштабе. Для этого мы должны понять место России не в воображаемом мире, которого давно не существует, а в реальном современном мире, и определить цели внешней политики во имя динамичного развития нашей страны и процветания ее граждан.
Место России в современном мире. Формально являясь правопреемником бывшего СССР, сегодняшняя Россия – это, по своему конституционному устройству, новое демократическое государство, которое должно руководствоваться принципиально иными национальными интересами и подходами к разрешению международных проблем. Обладая ядерным оружием и статусом Постоянного члена Совета безопасности, Россия – одна из ведущих мировых держав, способная в сотрудничестве с другими государствами вносить свой весомый вклад в решение международных проблем. Но мы заявляем, что новая международная роль России возможна лишь в случае ее успешной внутренней трансформации. Формирование новой внешнеполитической концепции является неотъемлемым элементом и необходимым условием такой трансформации.
Мы полагаем, что основные глобальные риски в сфере безопасности сегодня связаны с негосударственными акторами (в частности, сетевыми террористическими организациями), и считаем, что Россия не сталкивается с непосредственными угрозами со стороны других стран и их объединений. Исключениями служат тоталитарные диктатуры (такие, как режим Асада в Сирии или северокорейский режим), которые, пытаясь сохранить себя у власти, становятся источником подрыва безопасности вблизи границ России и на глобальной арене.
Цели и приоритеты внешней политики. Внешняя политика призвана обеспечивать условия для выхода России из нынешнего тупика и динамичного развития на основе демократических принципов, права и свободы личности и ее гармоническое развитие, спокойствие и процветание ее граждан, а также безопасность и стабильность в международных отношениях и эффективное решение глобальных проблем. Россия не стремится к военно-политическому доминированию или подавлению других стран и народов. Мы считаем демократические принципы и механизмы оптимальными для разрешения как внутри-, так и межгосударственных спорных вопросов, в том числе относящихся к изменению границ и территориальной принадлежности.
Ориентируясь на прагматичные и взаимовыгодные отношения с другими государствами, мы тем не менее считаем приоритетными во внешней политике принципы прав и свобод человека, а также верховенство закона, которые должно безусловно обеспечивать любое государство, относящее себя к цивилизованным. Никакие соображения в сфере безопасности (в частности, интересы борьбы с терроризмом) не должны приводить к ограничению прав и свобод человека. Мы отстаиваем верховенство международного права и не считаем принцип государственного суверенитета абсолютным. Мы придерживаемся той позиции, что человеческая жизнь и достоинство должны стоять выше интересов государств, подавляющих и тем более истребляющих своих граждан. Нам предстоит еще длительный процесс очищения мышления в сфере внешней политики от советских и постсоветских клише, которые делают ее инструментом отживших реалий – как в международной сфере, так и внутри страны.
Система международной безопасности. Мы считаем, что блоковое военно-политическое противостояние не соответствует международным реалиям сегодняшнего дня и должно быть заменено многосторонней системой безопасности. Построение такой системы должно опираться на согласованные режимы формирования взаимного доверия, создающие условия для постепенного демонтажа существующих военно-политических организаций и демилитаризации международных отношений. Необходимо обеспечивать неукоснительное соблюдение всеми государствами без исключения международных договорных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, экспортного контроля за распространением вооружений и опасных материалов (в том числе в ситуации с иранской ядерной программой). Одновременно следует уделять приоритетное внимание развитию и укреплению международных механизмов быстрого реагирования для оперативного устранения угроз безопасности, предотвращения гуманитарных катастроф и разрешения острых конфликтных ситуаций во всех регионах мира.
Современный миропорядок. Сегодняшний этап в развитии глобальной цивилизации в силу объективных причин характеризуется постепенным размыванием мирового лидерства США, активным поиском своей новой международной роли со стороны Европейского Союза и ростом экономического и политического влияния развивающихся государств, прежде всего Индии и Китая. Система управления миропорядком, созданная в итоге второй мировой войны, давно уже не отражает баланс мировых сил на международной арене и не отвечает современным вызовам. Необходимо активизировать процесс поиска новых международных форматов, которые бы учитывали реалии XXI века.
Особую роль в современном мире приобретают механизмы выработки членами международного сообщества совместных согласованных решений и обеспечения выполнения этих решений. В этом качестве выступают ООН, а также такие объединения как «Группа двадцати», «Группа восьми», международные финансово-экономические и другие профильные организации, региональные форумы. Используя свой интеллектуальный ресурс, дружественные отношения с другими государствами и наработанный опыт многостороннего взаимодействия, Россия должна стремиться играть активную позитивную роль в выработке «правил игры» и решении международных проблем в рамках этих объединений и поиске новых механизмов принятия решений, стремясь к завоеванию репутации идейного и морального лидерства. Как свидетельствует печальный опыт недавних кризисов и гуманитарных катастроф, подобной той, которая разворачивается в Сирии, особую актуальность имеет обсуждение механизмов предотвращения мировых кризисов такого масштаба и инструментов их разрешения (в частности, условий и возможностей пресечения геноцида и других преступлений против человечности).
Интеграционные проекты. Мы видим развитие региональных и межрегиональных экономических и политико-экономических интеграционных объединений в качестве одной из форм установления нового миропорядка и эффективных механизмов согласования многосторонних интересов, в том числе в глобальном масштабе.
Европейский ценностной выбор принципиален для нашей партии. Интеграционный проект Евразийского экономического союза, реализуемый Россией совместно с Белоруссией и Казахстаном, должен использовать позитивный опыт построения и функционирования Европейского союза и стремиться к более тесной интеграции с этим объединением, чтобы в перспективе выйти на формирование общего экономического пространства от Дублина до Владивостока.
Однако принуждение любыми средствами суверенных государств к присоединению или неприсоединению к тому или иному объединению недопустимо. Украина и другие государства на постсоветском пространстве должны сделать самостоятельный выбор об оптимальном с точки зрения их национальных интересов пути движения к будущей панъевроазиатской интеграции. Формирование новой системы отношений между Россией и новыми независимыми государствами, восстановление доверия между ними, отказ от менторского тона в отношении этих государств являются важнейшими критериями обновления роли России в мире.
Культурная экспансия. Мы считаем главным богатством нашей страны культурное достояние населяющих ее народов и должны прикладывать максимальные усилия для распространения его за рубежом. Есть все основания для того, чтобы русский язык не номинально, а реально вновь стать одним из главных языков международного общения. Стимулирование изучения русского языка, литературы и искусства народов России должно стать приоритетным проектом внешнеполитической стратегии нашего государства.
Безвизовый режим. Мы приветствуем усилия, направленные на установление безвизового режима с Европейским Союзом, который, в случае его реализации на практике, будет оказывать серьезное воздействие на трансформацию российского общества в направлении демократизации и гуманизации. Мы предлагаем в качестве очередного шага в диалоге одностороннюю отмену российских виз для граждан стран-участниц Шенгенского соглашения.
Journal information