bragin_sasha (bragin_sasha) wrote,
bragin_sasha
bragin_sasha

По поручению Губернатора Морозова С.И. предлагаем обсуждение - Экологический Меморандум

Оригинал взят у ombudskid в По поручению Губернатора Морозова С.И. предлагаем обсуждение - Экологический Меморандум
ПРОЕКТ
Экологический Меморандум Ульяновской области
«Зелёная Конституция»
Содержание:

Преамбула
Глава I. Основные принципы
Глава II. Экологические обязанности и ответственность
Глава IІІ. Права и обязанности граждан

Преамбула
Мировое экономическое развитие создало ряд прямых угроз сохранению окружающей среды и
Поставило под вопрос не только соблюдение фундаментальных прав человека, но и обеспечение условий его физического выживания в XXI веке.
Право человека на жизнь не может быть в полной мере реализовано без чистого воздуха и доступа к пригодной для питья пресной воде. Решение проблемы продовольственной безопасности и обеспечения достойных жизненных стандартов напрямую зависит от состояния экологии, качества и способов ведения сельского хозяйства, обеспечения плодородия почвы.
Любые декларируемые Российской Федерацией и мировым сообществом экономические, социальные и культурные права не могут быть реализованы, если человеческое общество окажется не в состоянии обеспечить безопасные для человека и необходимые для его жизнедеятельности экологические стандарты.
Право человека на безопасную среду обитания стало критически важным фундаментальным правом, не менее важным, чем общепризнанное право человека на жизнь. Без возможности жить в благоприятной природной среде и доступа к основным, необходимым для жизни ресурсам, жизнь человека превращается в постоянную борьбу за выживание и преодоление угроз, созданных техногенной нагрузкой и разрушением естественной среды обитания.
Современный экологический кризис стал результатом грубого, нерационального и расточительного использования природных богатств и длительного разрушения среды обитания живых существ. Преобразующая деятельность человека достигла опасных пределов, угрожающих необратимым нарушением экологического равновесия и деградацией природной среды в масштабах планеты.
Ситуация в современном мире характеризуется продолжающимся распространением бедности, социальной поляризации, ростом безработицы и других социальных пороков. Экономическая деятельность, вызывающая деградацию природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрату биологического разнообразия сокращает способность экологических систем к самовосстановлению. Расточительные и безжалостные в отношении природной среды методы хозяйственной деятельности ведут к уничтожению ресурсов, необходимых для развития человеческого общества.
Переход к экологически дружественным и ресурсосберегающим методам экономической деятельности приобрел особую важность в условиях поиска выхода из мирового финансово-экономического кризиса. Человек остается частью биосферы, стабильность которой напрямую зависит от сохранения окружающей природной среды и восстановления ее естественного баланса. Поэтому во имя собственных интересов Человечество жизненно заинтересовано в сохранении и обеспечении целостности существующих биологических и физических природных систем.
Восстановление экологического равновесия, распространение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий и методов хозяйственной деятельности требуют совершенствования механизмов управления и регулирования на региональном и муниципальном уровнях.
Перестройка государственного управления, экономики и природопользования на принципах экологического баланса и обеспечения благоприятной окружающей среды требуют изменения всех аспектов жизненной философии.
Основополагающим документом, призванным систематизировать нормы касающиеся экологической сферы права и обязанности Правительства Ульяновской области, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан, должна стать Экологическая Конституция Ульяновской области.
Глава I. Основные принципы
Статья 1.
Каждый человек имеет право на жизнь и самореализацию в условиях благоприятной природной среды. Право на чистый воздух, экологически чистые продукты питания и доступ к питьевой воде являются неотъемлемыми правами, дополняющими естественное право человека на жизнь и обеспечивающими реальные условия и качество жизни людей.
Статья 2.
Осуществление естественных прав человека возможно лишь на сбалансированной основе принципов экологической ответственности и безопасности.
Статья 3.
Признание естественного права человека на жизнь обретает полноту при соблюдении основных экологических и социальных прав:
- Каждый человек имеет право на жизнь и благоприятную окружающую среду обитания.
- Каждый человек имеет право дышать чистым воздухом.
- Каждый человек имеет право пить чистую воду.
- Каждый человек имеет право на отдых и доступ к естественной природной среде, в местах общественного пользования.
- Каждый человек имеет право пользоваться продуктами питания, не содержащими токсичных, вредных для здоровья добавок и генно-модифицированных компонентов.
Статья 4.
Сохранение и восстановление окружающей среды являются обязанностью граждан, общества и государства. Ответственность за причинение вреда окружающей среде устанавливается действующими Законами Российской Федерации.
Статья 5.
Обязанность каждого жителя Ульяновской области заключается в сохранении биологического разнообразия и природных процессов поддержания жизни. Для этого необходимо повсеместное применение стратегии «предотвращения вреда», а при недостатке адекватной информации – стратегии «осмотрительности», позволяющих избежать нанесения невосполнимого экологического ущерба.
Статья 6.
Устойчивое развитие рационального природопользования основано на экологической безопасности, реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, устойчивое экономическое развитие, повышение качества жизни населения и сохранение национальных обычаев, обрядов и традиций.
Статья 7.
Цели и задачи устойчивого развития обеспечивают целенаправленный переход к использованию таких моделей производства и технологий, потребления и воспроизводства, сохраняющие необходимый потенциал восстановления природного разнообразия.
Статья 8.
Правительство Ульяновской области и научные организации должны обеспечивать устойчивое развитие научных исследовательских работ и опытно-конструкторских работ в целях гарантированного обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития и рационального природопользования.
Статья 9.
Обеспечение ответственности власти перед населением достигается прозрачностью и открытостью органов государственной власти и местного самоуправления, открытостью для критики решений органов власти, ответственностью перед законом, при активном участии гражданского общества на всех этапах принятия решений и их реализации, для усиления укрепления всех демократических институтов государства и прямого участия граждан в вопросах допускающих самоорганизацию.
Статья 10.
Сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан, направленное на сохранение природной среды и рациональное природопользование, основывается на следующих принципах:
- Принцип ответственности подразумевает право органов государственной власти формировать и утверждать нормы законодательства, определяющие режим использования природных ресурсов, правила природоохранной деятельности и нормы ответственности за их нарушение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нести за них ответственность.
- Принцип исполнительности подразумевает максимально полное правоприменение экологических стандартов и норм законодательства РФ и Ульяновской области, принятых государством международных обязательств.
- Принцип рациональной достаточности предполагает отказ от расточительного использования природных ресурсов и переход к использованию энергосберегающих и ресурсосберегающих высокотехнологичных низкоотходных и безотходных методов хозяйственной деятельности.
- Принцип общности интересов подразумевает равную ответственность, активное и добросовестное взаимодействие граждан, общества и государства в решении глобальных, межрегиональных и региональных экологических проблем, взаимопомощь в предотвращении и ликвидации последствий экологических катастроф, чрезвычайных происшествий и ситуаций, расширение применения природосберегающих технологий.

Глава II. Экологические обязанности и ответственность
Статья 11.
Соглашения, нормы и принципы, касающиеся защиты и охраны окружающей среды, обязательны для выполнения всеми институтами органами, учреждениями государственного управления и местного самоуправления Ульяновской области во всех муниципальных образованиях, иными организациями и хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы.
Статья 12.
Органы исполнительной и законодательной власти Ульяновской области обязаны утверждать и применять эффективные меры законодательного регулирования в области охраны окружающей среды. Право на использование собственных природных ресурсов не может рассматриваться как право на нанесение непоправимого ущерба окружающей среде. Органы государственного управления и органы местного самоуправления обязаны не допускать нанесения ущерба окружающей среде в муниципальных образованиях Ульяновской области.
Статья 13.
Экологическое Правительство Ульяновской области обязано обеспечить и постоянно поддерживать соблюдение стандартов, норм и рациональных правил природопользования и природоохранной деятельности. Законодательные нормы, регулирующие использование природных ресурсов и обеспечивающие охрану окружающей природной среды, обязаны предусматривать правовую и материальную ответственность за нанесение экологического ущерба, способствовать прекращению хозяйственной практики, ведущей к разрушению природы и восстановлению причинённого ущерба.
Статья 14.
Экологическое Правительство Ульяновской области и Экологическая Палата Ульяновской области принимает меры, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу, в пределах своих компетенций. Разрабатывают региональные механизмы мониторинга и контроля, позволяющие предупредить или минимизировать экологический ущерб, создаваемый вредными выбросами и отходами.
Статья 15.
Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, подлежит контролю со стороны государственных природоохранных органов.
Статья 16.
Экологическое Правительство Ульяновской области и Экологическая Палата Ульяновской области обязаны содействовать прекращению и предотвращению производственной и иной хозяйственной деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе. Нормы законодательства могут содержать прямой запрет на ведение хозяйственной деятельности, наносящей непоправимый ущерб природной среде или имеющей невыясненные и недоказанные экологические последствия. В случаях, когда возможное негативное воздействие хозяйственной деятельности на природную среду не установлено, или способного причинить неустранимые последствия, такая деятельность не может быть разрешена исполнительными и контролирующими органами. Любой вид деятельности, способной нанести значительный ущерб природе, должен подвергаться заблаговременной оценке с точки зрения его возможных последствий и возможностей сокращения негативного воздействия на природную среду.
Статья 17.
В вопросах, касающихся регулирования сельского хозяйства и использования естественных ресурсов, органы государственного управления и органы местного самоуправления Ульяновской области должны учитывать принципы рационального природопользования и региональную специфику ведения земледелия, животноводства, лесного хозяйства и рыболовства. Развитие этих видов хозяйственной деятельности должно соответствовать особенностям и запасам природных ресурсов всех муниципальных образований Ульяновской области.
Статья 18.
Природные территории, пришедшие в упадок в результате деятельности человека, подлежат восстановлению в соответствии со своим возможным природным потенциалом и требованиями обеспечения высокого качества жизни населения.
Статья 19.
Целенаправленная деятельность человека во взаимодействии с окружающей природной средой основывается на рациональном использовании и управлении ресурсами живой природы, включая сохранение и восстановление видов флоры, фауны и биоты, которые находятся под угрозой исчезновения. Качество и бонитет почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия. К числу обязательных мер природопользования относится предотвращение эрозии, любых других форм саморазрушения почв и применение необходимых мер мелиорации.
Статья 20.
Используемые в хозяйственной деятельности или в коммунальном хозяйстве ресурсы многократного использования, включая воду, подлежат повторному использованию или рециркуляции после очистки. Невозобновляемые ресурсы эксплуатируются с учетом их запасов и требований экологической безопасности.
Статья 21.
Органы государственного управления и органы местного самоуправления несут ответственность за действие и бездействие по обеспечению экологической безопасности и поддержание экологического баланса на своей территории.
Статья 22.
Ответственность за рациональное природопользование
1. Правительство Ульяновской области обеспечивают последовательную и эффективную реализацию государственной экологической политики, предусматривающую восстановление благоприятного состояния окружающей среды и комплекс мер, обеспечивающих достижение поставленных целей. Экологическое Правительство Ульяновской области и Экологическая Палата Ульяновской области определяют стратегию природоохранительной деятельности, включающую совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач.
2. Средствами реализации государственной экологической политики являются:
- Законодательные и правовые нормы, которые регламентируют степень воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, оценку такого воздействия, проведение экспертиз, лицензирования, планирования, мониторинга и контроля. Любое хозяйственное, управленческое и иное экологически значимое решение принимается только на основе и в соответствии с правовыми экологическими требованиями. Экологическое Правительство Ульяновской области и Экологическая Палата Ульяновской области обеспечивают формирование и применение экологического законодательства. К нему относятся специальные законодательные акты, касающиеся обеспечения охраны окружающей среды, акты, регулирующие природопользование и доступ к природным ресурсам.
Необходимым условием реализации правовых экологических требований является регламентное оформление механизмов их обеспечения.
- Создание системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Компетентные специализированные органы государственного управления осуществляют свою деятельность с учетом принципов комплексного подхода к решению задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Обеспечивается разделение хозяйственных и контрольных полномочий специально уполномоченных органов.
- Достаточное финансирование мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и эффективности использования капиталовложений.
- Законодательное закрепление нормы об обязательном выделении в расходной части областного бюджета процентной квоты, предназначаемой на природоохранные цели.
- Осуществление государственного экологического контроля за выполнением предприятиями правовых экологических требований.
- Законодательное закрепление мер, обеспечивающих экономическое стимулирование технологической реконструкции и переход к ресурсосберегающим и экологически чистым технологиям. Использование правовых механизмов, обеспечивающих максимальную эффективность капиталовложений в сферу природопользования и охраны окружающей среды.
- Привлечение широких слоев общества к обеспечению и гражданскому контролю в сфере природоохранной деятельности. Демократизация экологического права обеспечивает правовые условия для активного участия органов местного самоуправления и структур гражданского общества в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений.
- Экологическое воспитание, образование и профессиональная подготовка специалистов-экологов.

Статья 23.
Принципы и обязательства, касающиеся сохранения и восстановления природного многообразия
1. Устойчивое развитие человеческого сообщества и сохранение биологического многообразия живой природы являются взаимосвязанными и взаимно обусловленными приоритетами при организации и осуществлении природопользования и иной хозяйственной деятельности.
2. При формировании и осуществлении своей экологической политики органы обязуются обеспечивать поддержание на должном уровне природного баланса, сохранение и восстановление природного многообразия. Сохранение природных территорий лесов, степей и горных массивов обеспечивает экологический баланс и способность природных сообществ к саморегуляции и самовосстановлению.
3. Благоприятной считается такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Сохранение благоприятной среды обитания человека предполагает осуществление целенаправленных усилий, обеспечивающих прекращение процессов деградации сельскохозяйственных земель, предотвращение их эрозии, поддержание и восстановление естественного плодородия почв, противодействие подтоплению почв, загрязнению почвенных и грунтовых вод.
5. Государства обеспечивают сохранение не подвергшихся антропогенному воздействию природных территорий, надежную защиту и охрану природно-заповедных зон, уникальных природных комплексов и территорий с преобладанием естественных процессов. Естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, подлежат охране в первоочередном порядке.
6. Территории и природные объекты, образующие природно-заповедный фонд, имеют важное научное, рекреационное и оздоровительное значение и не подлежат приватизации. В пределах природно-заповедных зон запрещается деятельность, ведущая к деградации и/или уничтожению природных объектов, имеющих особое значение и находящихся под охраной.
7. Специальный режим использования природных ресурсов в границах территорий и объектов природно-заповедного фонда регулируется в законодательном порядке. Изменение режима использования природных ресурсов в границах природно-заповедных зон допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных законодательством.
8. Экологическая политика строится на принципах обеспечения биологической безопасности природной среды в целях сохранения возможностей саморегуляции природных сообществ, предотвращения вымирания существующих видов флоры и фауны.
9. Активная экологическая политика предусматривает сохранение и восстановление целостности природных систем, предотвращение их фрагментации; расширение существующих и создание новых объектов природно-заповедного фонда; восстановление лесных массивов; очистку вод и восстановление экологических систем водоемов; сохранение и восстановление природного биологического разнообразия и ландшафтов на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях; восстановление межэкосистемных связей, делающих возможным естественное восстановление нарушенных природных ландшафтов за счёт миграции флоры и фауны из соседних зон, сохранивших биологическое разнообразие.
Статья 24.
Экологические ограничения и нормирование хозяйственной деятельности
1. Экологические ограничения и нормирование хозяйственной деятельности вводятся и обеспечиваются в рамках законодательства РФ и Ульяновской области.
2. Мониторинг субъектов производственной деятельности обеспечивается Органами государственной власти имеющих право проведения инспекций и наложения санкций вплоть до прекращения производственной деятельности.
3. Элементом политики в сфере охраны окружающей природной среды является экологический аудит, который применяется при составлении стратегий, планов и программ развития.
4. Экологический аудит предусматривает независимую комплексную, документированную оценку соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативных положений в области охраны окружающей среды, стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности. Экологический аудит используется как базовый экономический инструмент управления природопользованием.
5. Оценка экологических рисков хозяйственной и управленческой деятельности основана на внедрении критериев и перечней экологических рисков, в условиях чрезвычайных происшествий и ситуаций, а также повседневной деятельности.
6. Государственные органы по контролю и надзору ведут базы данных паспортов антитеррористической защищённости объектов, промышленной безопасности и планов мероприятий по предотвращению техногенных катастроф.
7. В случае возникновения угрозы техногенной катастрофы надлежащие государственные органы оповещают правительство Ульяновской области и органы местного самоуправления о существующей опасности, а в неотложных случаях - население.
Статья 25.
Обеспечение экологических стандартов в сфере производства товаров и услуг
1. Применение и соблюдение экологических стандартов в производственной сфере обеспечивается путем закрепления природоохранных требований и норм законодательства РФ, их применения в отраслевых и целевых государственных программах.
2. Современные требования и стандарты в сфере производства предусматривают обязательное применение экологической энергосберегающей маркировки товаров и продуктов. В случае использования в изделиях материалов, способных оказывать вредное воздействие на здоровье человека, изготовитель обязан предусмотреть способы, процедуру и места их утилизации.
3. Переход к использованию экологически чистых и ресурсосберегающих технологий предполагает распространение и использование позитивного опыта, включая новые правила и принципы экологического и экономического менеджмента.
Статья 26.
Обеспечение экологических стандартов в водоснабжении населения
Экологическое Правительство Ульяновской области и Экологическая Палата Ульяновской области проводит постоянный аудит стандартов качества питьевой воды и использование её по прямому назначению.
Статья 27.
Обеспечение наказания за нанесение ущерба природной среде
1. Действия, нарушающие природоохранное законодательство влекут за собой применение мер предусмотренных гражданским, административным и уголовным законами РФ.
2. Защита и восстановление нарушенных прав граждан, организаций вне зависимости от форм собственности, обеспечивается мерами административного воздействия или в судебном порядке.
Статья 28.
Развитие системы экологического образования и просвещения:
1. Создание системы экологического образования и просвещения является общей ответственностью Экологического Правительства Ульяновской области и Экологической Палаты Ульяновской области, экологических движений и структур гражданского общества.
2. Развитие системы экологического образования и просвещения является залогом формирования нового, гуманного подхода к проблеме взаимоотношений между человеческим обществом и природой, а также изменения взглядов на природопользование и сохранение благоприятной для человека среды обитания.
3. Важная роль в формировании экологического сознания принадлежит системам дошкольного и школьного образования, органам местного самоуправления и средствам массовой информации. Целью экологического образования является бережное отношение человека к природе, экономное использование ресурсов и уважительное отношение ко всем живым существам.
4. В программы формального и неформального образования вводятся знания, ценности и навыки, необходимые для воспитания бережного отношения человека к природе и позитивного восприятия модели устойчивого развития.
5. Экологическое Правительство Ульяновской области и Экологическая Палата Ульяновской области содействуют созданию организационных условий и возможностей для организации системы экологического просвещения, ориентированной на различные социально-возрастные группы.
6. В системе экологического просвещения участвуют учреждения системы образования, органы государственной власти и местного самоуправления, средства массовой информации, экологические неправительственные организации и другие заинтересованные организации.
7. Задачи экологического просвещения предусматривают создание единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, формирование необходимой организационной, материальной и методической базы эколого-просветительской деятельности.
8. Цели экологического просвещения включают привлечение граждан к участию в природоохранной деятельности, формирование готовности различных слоев общества содействовать реализации экологической политики и обеспечению защиты окружающей среды.
Статья 29.
Ответственность органов местного самоуправления
1. Органы местного самоуправления участвуют в природоохранной деятельности на территории, относящейся к их компетенции. В сферу компетенции органов местного самоуправления входит мониторинг за экологическим состоянием территорий, включая мероприятия по применению мер административного воздействия за образование несанкционированных свалок (составление протоколов на виновных лиц).
2. Органы местного самоуправления обеспечивают постоянный и эффективный контроль за техническим состоянием объектов коммунальной собственности и инфраструктуры, а также за качеством коммунальных услуг, предоставляемых населению территорий, относящейся к их компетенции.
3. Органы местного самоуправления и общественные организации осуществляют постоянный общественный контроль за качеством питьевой воды, предоставляемой населению.
Глава IІІ. Права и обязанности граждан
Статья 30.
Экология и права граждан
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, обращение в органы власти, входить в природно-охранные общественные объединения, общественные советы и комиссии в установленном законом порядке.
2. Каждый гражданин имеет право обратиться к должностному лицу и органам власти с жалобами, обращениями и предложениями, и получать ответы в установленные законом сроки.
3. Граждане обязаны бережно относиться к природе, принимать меры по защите окружающей среды от противоправных посягательств.
Статья 31.
Личная и коллективная ответственность граждан за сохранение безопасной среды обитания
1. Государство, средства массовой информации и общественные объединения сотрудничают в целях формирования в обществе правильного экологического мировоззрения, как неотъемлемого элемента наднациональной культуры. Основной экологически дружественного мировоззрения является чувство личной, гражданской ответственности за последствия хозяйственной деятельности человека и состояние окружающей среды, сохранение памяти ушедших поколений и передачи сохранённого будущим поколениям.
Статья 32.
Роль общественных объединений в обеспечении прав граждан и соблюдении экологических стандартов
1. Органы государственной власти обеспечивают общественным объединениям и некоммерческим организациям возможность полноценного участия в процессах принятия решений, касающихся экологии, защиты биологического разнообразия и охраны окружающей среды, в установленном законом порядке.
2. Экологический мониторинг и аудит со стороны структур гражданского общества обеспечивается на добровольной основе в форме проведения публичных дискуссий, диспутов, общественных слушаний и подготовки ежегодных докладов общественных экологических организаций, содержащих общественную оценку региональной экологической политики.
3. Гражданский экологический аудит проводится в рамках взаимодействия между политическими партиями, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Subscribe
promo bragin_sasha march 15, 2019 15:23 1
Buy for 10 tokens
В Ульяновске начинает действовать сетевое движение «Экодозор73». За последние время на территории области экологические проблемы все больше волнуют жителей региона. И при этом с января 2019 года реализуется мусорная реформа, которая также вызывает много вопросов, как к региональным операторам, так…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments