bragin_sasha (bragin_sasha) wrote,
bragin_sasha
bragin_sasha

Categories:

Закрытая информация об ситуации в сфере погребения в Ульяновске.

«Об усилении контроля в сфере погребения и похоронного дела в части оказания гарантированного перечня услуг по погребению на территории муниципального образования «город Ульяновск»

В сфере деятельности Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области имеются следующие проблемные поля, требующие решения:

1) По вопросу осуществления захоронения невостребованных трупов и частей тел ГКУЗ «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы».

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с положениями статьи 25 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Полагаем, погребение умершего и оказание услуг по погребению должно осуществляться специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления, то есть МО «г.Ульяновск».

В настоящее время несвой​ственные функции захоронения осуществляет ГКУЗ «Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – ГКУЗ «УОБСМЭ») в силу сложившейся традиции.

Так, в 2013 году по результатам торгов были заключены государственные контракты на финанси​рование захоронений с ООО «ТД-Кварта» на общую сумму 870 тысяч рублей, в соответствии с которыми произведено 130 захоронений (110 невостребованных трупов и 20 частей тела).

При этом финансируются указанные захоронения из бюджета Ульяновской области; в соответствии со ст.12 Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» данные работы должны финансироваться из бюджета муниципального образования.

Возможное решение: передать полномочия по захоронению невостребованных трупов и частей тел в МО «г.Ульяновск» для дальнейшего их исполнения через подведомственные специализированные муниципальные бюджетные учреждения и (или) унитарные предприятия. В данном случае деньги останутся в муниципалитете, а не уйдут в частные ритуальные агентства, зачастую не имеющие материально-технической базы для захоронения невостребованных трупов и частей тел. Также в данном случае администрация МО «г.Ульяновск» будет осуществлять надлежащий контроль за порядком захоронения.

2) Министерством неоднократно поднимался вопрос о порядке финансирования перевозок с мест обнаружения, а также из стационарных медицинских лечебных учреждений трупов граждан, умерших естествен​ной смертью (1), либо скончавшихся от преступных посягательств (2), для проведения судебно-медицинских экспертиз и исследований.

1. Изучение практического опыта других регионов, в частности Республики Башкирия, Саратовской, Костромской и др. областей показывает, что организация перевозки тел умерших естественной смертью осуществляется специализированными городскими службами по вопросам похоронного дела или ритуальными агентствами на договорной основе. Такие службы имеются на территории Ульяновской области в большом количестве. В Димитровграде такую деятельность осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Сервис-К».

Указанная услуга оказывается в рамках похоронного дела и является вопросом местного значения и подлежит исполнению за счёт средств местных бюджетов.

Согласно статье 139 Бюджетного кодекса РФ местным бюджетам из бюджета субъекта могут предоставляться межбюджетные трансферты в форме субсидий в целях софинансирования расходных обязательств. Такие субсидии могут быть выделены их областного бюджета только в порядке софинансирования, при выделении средств на эти цели из местного бюджета.

Решение: передать полномочия муниципалитету и в случае изыскания средств областного бюджета - разработать и принять постановление Правительства Ульяновской области, утверждающее порядок финансирования, критерии отбора муниципальных образований, условия предоставления и расходования. После чего должны быть внесены изменения в Закон Ульяновской области от 30.11.2012 № 181-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» с определением источника финансирования и порядка исполнения новых расходных обязательств.

2. До настоящего времени перевозку лиц, скончавшихся от преступных посягательств, продолжает осуществлять подразделение ГКУЗ «УОБСМЭ», опять же, в силу сложившейся традиции.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Положе​нием о Министерстве здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области перевозка тел умерших не входит в полномочия Министерства.

В связи с вступлением в законную силу положений Федерального закона от 07.06.2013 № 122-ФЗ «О внесении изменений в статью 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» финансовое обеспечение расходных обязательств, именно сумм, израсходованных на хранение, пересылку и перевозку (транспортировку) вещественных доказательств, а так же на перевозку (транспортировку) трупов и их частей, осуществляется за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год, в пределах средств, выделяемых государственным органам, наделённым полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, а так же на содержание судов общей юрисдикции.

Таким образом, финансовые обязательства по выполнению перевозок с мест обнаружения, а также из стационарных медицинских лечебных учреждений трупов граждан, скончавшихся от преступных посягательств, для проведения судебно-медицинских экспертиз и исследований возложены на УМВД по Ульяновской области, Следственный Комитет РФ по Ульяновской области, суды общей юрисдикции Ульяновской области и относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.

В целях разграничения предметов ведения и расходных обязательств статьёй 85 Бюджетного кодекса РФ установлен запрет на установление и исполнение органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, связанных с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти, если иное прямо не предусмотрено федеральным законодательством. Учитывая изложенное, отсутствуют основания для принятия вышеуказанного расходного обязательства за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.

Кроме того, проведенной Министерством финансов Ульяновской области в период с января по февраль 2012 года проверкой, деятельность по перевозке тел умерших ГКУЗ «УБСМЭ» определена как «нарушение принципа эффективного использования средств областного бюджета». 5 760 000 рублей признано нецелевым и неправомерным использованием бюджетных средств по итогам проверки Счётной палаты Ульяновской области за 2012 год.

Решение: рекомендовать правоохранительным органам заключить договоры оказания возмездных услуг перевозки тел умерших от преступных посягательств с похоронными агентствами (муниципальными или частными).

3) По поводу критической публикации в газете «Мозаика» «Ритуальные агентства покупают информацию об умерших» (факты разглашения информации о смерти работниками скорой представителям частных ритуальных агентств).

В октябре 2013 года в Министерство обратился Ульянов С.А. с жалобой о передаче персональных данных его жены похоронному бюро после вызова жене скорой помощи. По результатам рассмотрения обращения Ульянова С.А. Министерством было принято решение о вынесении данного вопроса на заседание комиссии по противодействию коррупции Министерства 25.10.2013.

На заседание комиссии были приглашены главный врач ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» Имангулов А.М. и фельдшер Федорова А.Ю. для дачи пояснений. В своих объяснениях диспетчер Федорова А.Ю. отрицала факт передачи информации ритуальному агентству, пояснила, что информацию о смерти гражданина мог передать дежурный полиции, принявший информацию о смерти. В ходе проверки установлено, что диспет​чером Подстанции скорой медицинской помощи № 2 Фёдоровой А.Ю. ошибо​чно (по невнимательности) были переданы сведения о констатации смерти жены Ульянова С.А. в полицию. Диспетчер ПСМП № 2 Фёдорова А.Ю. привле​чена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение своих трудовых обязанностей, выразившееся в недостоверной передаче данных.

В пояснениях главным врачом указано, что в целях избежания коррупционных проявлений в системе здравоохранения и защиты законных интересов граждан, общества от угроз, связанных с коррупцией, а так же во исполнение Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 372-ФЗ «О противодей​ствии коррупции», Закона Ульяновской области от 20.07.2012 года № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» в ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» было принято Положение о защите персональных данных граждан, обращающихся за оказанием медицинской помощи и запрете сотрудничества с похоронными компаниями. ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» регулярно проводятся беседы с персоналом по вопросам профилактики правонарушений коррупционной направленности, проводится разъяснительная работа. Все работники ознакомлены с положениями под роспись, предупреждены о незамедлительном увольнении в случае разглашения сведений пациентов.

Других жалоб на факты передачи фельдшерами (дежурными) подстанций информации о смерти граждан в похоронные агентства в Министерство не поступало.

Решение: Министерству разработать комплекс мер, направлен​ных на предотвращение передачи персональных данных пациентов ритуальным компаниям:

а) установление контроля за ведением переговоров и передачей информации диспетчерами ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» уполномоченным представителем ГУЗ «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр»: у представителя ГУЗ «МИАЦ» будет доступ к прослушиванию, изменению и копированию записей пере​говоров в любое время (в случае отсутствия нарушения законодательства о защите персональных данных и технической возможности);

б) введение ограничений в виде запрета пользования личными средствами сотовой связи на рабочем месте диспетчерам ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» в случае, если это не будет ущемлять права граждан;

в) при установлении факта разглашения персональных данных – увольнение работника.

4) По вопросу размещения бюро ритуальных услуг «Волга-Ритуал» в помещениям ГКУЗ «УБСМЭ»).

Порядок действий при наступлении смерти гражданина, оформлении медицинского свидетельства о смерти, направления на судебно-медицинское исследование, вскрытие, проведение предпохоронной подготовки и выдаче тел умерших родственникам для захоронения.

1. При поступлении информации о наступлении смерти порядок действий медицинских организаций регулируется различными нормативно-правовыми актами, в зависимости от места и причины наступления смерти:

при смертельном исходе без признаков насильственной смерти в стационаре медучреждения – врачами решается вопрос либо о передаче тела умершего родственникам, либо при необходимости направляется на патолого-анатомическое исследование;

при смертельном исходе с признаками насильственной смерти, правоохранительными органами выносится постановление на судебно-медицинскую экспертизу;

при смертельном исходе гражданина на дому, наблюдавшегося при жизни в поликлинике с каким-либо хроническим заболеванием, происходит обращение родственников в поликлинику к лечащему врачу, который констатирует смерть, выявляет наличие признаков насильственной смерти и принимает решение о выдаче медицинского свидетельства о смерти;

при смертельном исходе гражданина на улице, не наблюдавшегося в поликлинике, правоохранительными органами выносится постановление на судебно-медицинскую экспертизу.
2. После принятия решения о том, кто выписывает медицинское свидетельство о смерти и где будет находиться тело умершего родственники самостоятельно или через ритуальную компанию (в г.Ульяновске насчитывается около 30) решают вопрос о полном комплексе услуг по захоронению.

В это же самое время, при принятии решения о направлении тела умершего на судебно-медицинское исследование, правоохранительными органами выносится постановление на производство судебно-медицинской экспертизы. Вызывается служба перевозки трупов закрепленная за ГКУЗ «УОБСМЭ» и тело умершего доставляется в «морг» по адресу: пр. Сурова, 4.

При принятии решения о патологоанатомическом исследовании, тело умершего направляется в патологоанатомическое отделение больницы.

Поводами для назначения судебно-медицинской экспертизы трупа являются:

1) насильственная смерть (от различных воздействий факторов внешней среды).

2) подозрение на насильственную смерть (независимо от рода, места и времени смерти).

3) скоропостижная смерть.

4) обнаружение трупа неизвестного лица, расчлененного, скелетирован​ного и эксгумированного трупа.

5) смерть, причина которой не установлена врачами.

6) смерть при транспортировке в больницу или на пропускнике боль-ницы.

7) смерть в лечебном учреждении с неустановленным диагнозом.

8) смерть в лечебном учреждении в первые сутки пребывания как с установленным, так и неустановленным диагнозом.

9) заявление органам следствия о неправильном или незаконном враче-вании.

Транспортировку трупов в морг, подлежащих судебно-медицинскому исследованию, осуществляют сотрудники ОВД в специально приспособленном или не приспособленном транспорте.

В случае если медицинское свидетельство о смерти выдается лечащим врачом, то подготовка тела умершего к захоронению осуществляется либо родственниками, либо ритуальной компанией на дому.

3. При поступлении тела умершего в «морг» ГКУЗ «УОБСМЭ» на основании постановления правоохранительных органов производится судебно-медицинская экспертиза трупа (вскрытие) и оформляется медицинское свидетельство о смерти.

Медицинское свидетельство о смерти выдается либо родственникам, либо агентам ритуальных компаний только при наличии договора на оказание услуг, заключенного с родственниками умершего.

Подготовку тела умершего (обмывание, одевание) для передачи его родственникам осуществляют работники (младший медперсонал) «морга» ГКУЗ «УОБСМЭ».

30.01.2014 была осуществлена выездная проверка в ГКУЗ «УБСМЭ», по результатам которой установлено:

Для удобства оказания дополнительных ритуальных услуг населению, в 2002 году часть площадей Бюро СМЭ была сдана в аренду двум субъектам малого предпринимательства, один из которых осуществляет продажу ритуальных принадлежностей и захоронение умерших (ООО «Волга-Ритуал»), а второй субъект – реставрацию лица и частей тела, ушивание ран и гримирование повреждений, полученных при травмах, бальзамирование тел для их сохранения и мероприятия по восстановлению облика у гнилостно измененных трупов и т.д. (ООО «Согласие»). Помещения арендуются на правах долгосрочной аренды. В соответствии с действующим законодательством они имеют юридическое право находиться в этих помещениях до 2015 года, после чего решение о предоставлении в аренду помещений будет осуществляться только через торги.

Помещения сдавались в аренду с целью оказания дополнительных ритуальных услуг гражданам, которые не заключили договоры с ритуальными компаниями на момент наступления смерти (на дому) и им понадобились услуги при получении медицинского свидетельства о смерти в ГКУЗ «УОБСМЭ».

Из всех поступивших трупов в ГКУЗ «УОБСМЭ» забирались:

родственниками – 1328 тел умерших;

ритуальными компаниями – 2172 тел умерших;

захоронение неизвестных и невостребованных трупов – 112 тел умерших.

Примерно треть трупов была отдана сотрудниками бюро бесплатно без оказания дополнительных ритуальных услуг.

Дополнительные услуги по подготовке тел умершего для передачи его родственникам оказываются ООО «Согласие» и в среднем варьируются от 100 рублей до 2500 рублей.

Для сведения: данные услуги предоставляются практически всеми ритуальными компаниями г.Ульяновска, оцениваются от 4000 рублей и достигают 30000 рублей.

Таким образом услуги по бальзамированию и другие ритуальные услуги, предоставляемые ООО «Согласие» в несколько раз меньше, чем в ритуальных конторах. При этом услуги делаются качественно работниками, которые являются совместителями в ГКУЗ «УБСМЭ»: проводится вскрытие и потом сразу же бальзамирование. Соблюдаются санитарные условия, предотвращается доступ посторонних лиц в помещения ГКУЗ «УБСМЭ».

ГКУЗ «УБСМЭ» само не вправе осуществлять бальзамирование тел.

Бюро ритуальных услуг «Волга-Ритуал» занимает небольшие помещения, предлагает приобретение венков, гробов и др. Стрелок, указывающих на бюро ритуальных услуг, не имеется, равно как и объявлений об обязательном приобретении услуг у этой частной компании.

Справка о смерти выдаётся в регистратуре ГКУЗ «УБСМЭ» бесплатно. Об этом на окне регистратуры висит специальное объявление.

Предложение о том, чтобы все ритуальные процедуры делались родственниками умершего, является абсурдным, так как, во-первых, это является нарушением санитарных норм и правил, во-вторых, может травмировать психику родственников умершего.

Полагаю, наличие ритуального агентства, которое может осуществить необходимые услуги, прежде всего, бальзамирование, в помещениях ГКУЗ «УБСМЭ» является обоснованным. В противном случае отсутствие данных услуг может повлечь ситуации, когда работники ГКУЗ «УБСМЭ» вскрывают и зашивают труп, потом опять же передают частным похоронным агентствам, которые производят бальзамирование не известно в каких условиях и с каким качеством. До 2002 года имелись случаи бальзамирования прямо в катафалке во дворе жилого дома, так как у похоронного агентства не имеется своих приспособленных помещений.

Кроме того, в соответствии с приказом МЗ РФ от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» ГКУЗ «УОБСМЭ» отнесено к медицинским организациям особого типа с вредными и опасными условиями труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ к работе не допускаются лица не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Согласно приказу Минздрава от 09.07.1991 № 182 «О введении в практику «Правил судебно-медицинской экспертизы трупа» присутствие при судебно-медицинской экспертизе (исследовании) трупа, а также вход в специальные помещения морга (секционный зал, трупохранилище, комнату для одевания трупа) родственникам и близким умершего и другим лицам, не имеющим отношения к производству экспертизы трупа, запрещается.

Сотрудники ГКУЗ «УОБСМЭ» предупреждены о действии статей 57 УПК РФ, 161 УПК РФ, 310 УК РФ, согласно которым к ним будут применены меры уголовного воздействия за разглашение данных предварительного расследования, где допуск к трупу посторонних лиц, как к объекту являющимся вещественным доказательством, запрещен.

Также в своей работе ГКУЗ «УОБСМЭ» руководствуется:

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (п.10.16);

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.04.2003 № 62 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза»;

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.06.2003 № 124 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

Согласно Правилам по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патогистологических и судебно-гистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений (утв. Минздравом СССР 20.03.1964 № 468-64) работа патологоанатомических отделений и моргов связана с рядом вредностей, обусловленных:

а) проведением вскрытий умерших от различных заболеваний (в том числе и инфекционных);

б) исследованием биопсийного материала, который также нередко является носителем инфекционных агентов (туберкулез, паразиты и т.п.);

в) вскрытием и исследованием трупов экспериментальных животных в том числе с инфекционных заболеваниями;

г) постоянным применением в работе вредных для организма веществ: формалина, хлороформа, ксилола, толуола, бензола, диоксана, соли ртути, анилина и др., а также легковоспламеняющихся веществ (спирт, эфир и т.д.).

Со всеми вновь поступающими на работу и работающими в патолого-анатомических отделениях и моргах (лабораториях) проводится подробный инструктаж по безопасности методами и приемам работы.

Медицинский персонал не допускается на вскрытие трупов без халатов и в обуви, впитывающей влагу… Правила распространяются на все помещения морга.

В 2013 году в ГКУЗ «УОБСМЭ» вскрыто 183 ВИЧ инфицированных трупа, в 55 случаях был выставлен диагноз туберкулез, заболевание гепатит (в том числе В и С) выявляется почти у 20% исследованных трупов, грипп – сложные формы; гнилостно-измененные трупы – трупные яды. Данные диагнозы чаще всего выставляются после проведения лабораторных исследований, а именно, через несколько дней после захоронения трупа, т.е. на момент вскрытия практически каждый труп является потенциально зараженным. Следовательно, допущение к предпохоронной подготовке трупов посторонних лиц является грубейшим нарушением санэпид режима.






Subscribe
promo bragin_sasha march 15, 2019 15:23 1
Buy for 10 tokens
В Ульяновске начинает действовать сетевое движение «Экодозор73». За последние время на территории области экологические проблемы все больше волнуют жителей региона. И при этом с января 2019 года реализуется мусорная реформа, которая также вызывает много вопросов, как к региональным операторам, так…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments