В целом ущерб от деятельности «черных лесорубов» в 2014-2015 гг. составляет 78 млн. рублей. Такой катастрофичный масштаб происходящего взволновал Прокуратуру Ульяновской области. Прокурор Ульяновской области Хуртин Сергей Анатольевич поясняет, что сегодня содержание незаконного оборота древесины и всей системы противоправных лесозаготовок уже далеко вышло за пределы мелкого воровства. «На дело» нелегалы идут с дорогостоящей техникой, а их неучтенные доходы исчисляются значительными суммами. В регионе сложились целые сообщества «черных лесорубов», в которых задействовано множество людей. Но «за руку» такие организованные группы пойманы не были, поэтому продолжают грабить лесные массивы Ульяновской области.
Кто виноват? Прокуратура Ульяновской области сообщает, что в такой ситуации не отвечает предъявляемым законом требованиям деятельность региональных органов госвласти и подведомственных им организаций, наделенных контрольно-надзорными полномочиями. Так, прокурорские проверки свидетельствуют о том, что министерством сельского, лесного хозяйства и приодных ресурсов Ульяновской области не обеспечивается надлежащий кадастровый учет земель лесного фонда, не всегда принимаются меры к понуждению лесопользователей к исполнению условий арендных соглашений, в течение длительного времени не проводятся мероприятия по лесоустройству. Деятельность названного министерства сопровождается избирательным подходом при привлечении виновных к административной ответственности, отступлениями от требований закона при осуществлении государственного лесного надзора. «Также нами были вскрыты факты заключения Минприроды с арендаторами дополнительных соглашений к договорам аренды лесных участков, что привело к недополучению федеральным и региональным бюджетами более 79 миллионов рублей. Кроме того, Минприроды области не контролировалась деятельность подведомственных лесничеств, при проверке которых выявлены многочисленные случаи несоблюдения периодичности обследований и рейдовых осмотров лесов, что не позволяло своевременно выявлять и пресекать незаконную рубку древесины», — поясняют в Прокуратуре. Незаконная «схема» Существует ряд «лазеек» для легализации коммерческого оборота древесины. Таких договоров купли-продажи за последние 2 года было заключено почти 9 тысяч. При их проверке были выявлены признаки фальсификации заявлений о выделении лесных насаждений, случаи передачи предназначенных для личных нужд лесных участков для использования в коммерческих целях. Все это свидетельствует о незаконной рубке лесных насаждений, о злоупотреблении служебным положением работниками лесничеств, реализации древесины по заниженным ценам. А итог всему этому один — причинении ущерба государственному бюджету. По данным фактам только в текущем году возбуждены уже 5 уголовных дел по ст.159 УК РФ (мошенничество).
Под видом санитарной чистки
Санитарная чистка леса — вырубка больных, поврежденных и усыхающих деревьев. Осуществляется она, понятное дело, для улучшения состояния леса. По сути своей, такой вид «лечения» леса является крайней мерой, применяемой в исключительных случаях. Но так ли на практике? Увы, нет. Находятся хитрецы, которые незаконную рубку деловой древесины осуществляют под видом санитарной чистки. Такие варварские факты были выявлены в Барышском, Кузоватовском и Инзенском районах. Основания для назначения санрубки — данные лесоустройства, лесопатологического обследования и мониторинга. Следовательно именно бездействие должностных лиц лесничеств не позволило своевременно пресечь допущенные лесопользователями нарушения. Коммерческими структурами правила заготовки древесины и санитарнитарной безопасности в лесах просто игнорировались. В цифрах В целом в 2014-2015 гг. в сфере лесопользования прокурорами Ульяновской области выявлено более 1300 нарушений, в целях устранения которых в суды направлено около 100 заявлений, внесено свыше 140 представлений, по материалам прокурорских проверок к административной ответственности привлечены 326 лиц, возбуждено 33 уголовных дела. Что делать? Необходимо усилить деятельность правоохранительных органов по своевременному и в полном объеме взысканию ущерба, причиненного лесонарушениями, и административных штрафов за их совершение. Дело в том, что в ходе прокурорских проверок были вскрыты факты волокиты при возбуждении соответствующих исполнительных производств, длительного бездействия, неполноты исполнительных действий, несвоевременного перечисления денежных средств, взысканных с должников, непринятия мер по объявлению их розыска. В итоге получилось так, что региональной службой судебных приставов при общей сумме ущерба в размере более 78 миллионов рублей по исполнительным производствам с нарушителей в прошедшем году реально взыскано лишь 5,6 %. Территориальные отделы полиции должны также усилить свою работу по противодействию криминализации лесопромышленного комплекса . В этих отделах существуют факты вынесения по итогам доследственных проверок явно незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. То ли коррупцией попахивает, то ли просто ленью и нежеланием заниматься этими вопросами. Отдельным жителям Ульяновской области следует также не принижать объем ущерба от самовольной вырубки, осуществляемый для собственных нужд . «Да я всего-то одно деревце срубил, чтобы в печку кинуть» — такая позиция является крайне ошибочной. Следует улучшить качество процессуальных проверок по фактам задержания транспортных средств, перевозящих древесину без надлежащих документов.
Вред экологии «Если говорить о «черных лесорубах», то нужно делать акцент не на экономический ущерб, а на ущербе природе региона. Кто такой «черный лесоруб»? Это варвар, который приходит, рубит все подряд, выбирает самую хорошую древесину, а после себя оставляет не чистое поле, а валежник. При этом старовозрастные деревья также не сохраняет. После вырубки нужно тщательно убрать территорию от больных и сухие деревьев, провести обработку почвы. Занимаются ли этим нелегалы? Конечно, нет. Их не интересуют последствия, которые могут последовать после их варварских действий. Во-первых, не будет расти молодой лес. Во-вторых, может произойти пожар. Нелегалы никогда не соблюдают технологии, не проводят противопожарные работы. Есть еще один важный момент. «Черные лесорубы» пробивают новые дороги в лесах, чем портят почву и загрязняют лес. Дело в том, что на арендаторов лесного фонда возложена функция охраны лесов от свалок производственного мусора. Они несут ответственность за загрязнения», — прокомментировал эколог Александр Брагин.
Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области В связи с публикацией критических статей в средствах массовой информации в средствах массовой информации Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее — Министерство) сообщает следующее. 1. По вопросу кадастрового учета земель лесного фонда Министерство не наделено полномочиями по установлению границ лесничеств, лесопарков. Средства федерального бюджета на проведение кадастровых работ Министерству не выделяются. В целях проведения кадастровых работ по уточнению границ земель лесного фонда в соответствии с требованиями земельного законодательства Министерство направляет в Рослесхоз запросы на включение лесничеств Ульяновской области в план по межеванию. Кроме того, консультирует лесопользователей, кадастровых инженеров и иных заинтересованных лиц по вопросам постановки на кадастровый учет лесных участков, рассматривает межевые планы; выносит для обсуждения проблемные вопросы по земельным отношениям на совещания с участием Управления Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области и других государственных структур. Площадь земель лесного фонда, расположенных на территории Ульяновской области, составляет 1026, 3 тыс.га (в том числе 86,2 тыс.га лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций). На настоящий момент кадастровые работы по уточнению границ лесных участков проведены на общей площади 541,4 тыс.га (53% от общей площади), из них подтверждено право собственности Российской Федерации на 264,5 тыс.га. Кроме того, по лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций, кадастровые работы по уточнению границ в соответствии с требованиями земельного законодательства проведены на площади 1,0 тыс.га. Для сравнения: В целом по Российской Федерации поставлено на кадастровый учёт около 13% лесов. Также следует отметить, что правильность отвода лесосек не зависит от того, стоит ли лесной фонд на кадастровом учёте. Кроме того, Министерство полностью самостоятельно обеспечивает и организует работы по подтверждению (государственной регистрации) прав собственности Российской Федерации на лесные участки, поставленные на государственный кадастровый учёт. На 01.03.2015 Министерством было подало заявлений на регистрацию прав собственности РФ и внесению изменений на 696 участков общей площадью 343,8 тыс.га, из них зарегистрировано 516 участков общей площадью 281,8 тыс.га.
Продолжение http://ullica.ru/2015/04/03/toporom-po-byudzhetu-ili-kriminalnyj-biznes-v-sfere-lesopolzovaniya/
Journal information